double arrow

Учение об истине

Цель познания - истинное знание. Познание важно тем, что оно дает истинные знания, которые могут быть применены на практике. В современной философии существует три концепции истины:

* соответствия,

* когеренции,

* прагматичности.

Концепция соответствия основана на согласии мысли с реальными фактами. Высказывание «S есть Р» истина, если S есть Р.

Концепция когерентной истины связана с последовательностью, связностью высказываний. Здесь речь идет о многочисленных логических конструкциях. Если А=В, а В=С, то А=С.

В прагматической концепции истины критерием выступает практический успех; истинно то, что выгодно в способе нашего мышления. Марксисты используют критерий практики для развития концепции соответствия.

Все три концепции истины дополняют друг друга. Если мы начинаем рассуждать с позиций когерентности, согласованности высказываний и затем установим соответствие мысли и предмета, то на практике мы получим желаемый результат.

Истина в сжатом и преобразованном виде включает в себя весь путь познания и его этапы. Она есть процесс и результат процесса познания. Истина есть результирующий процесс (Г. Гегель).

Наряду с истиной в познании имеет место заблуждения, т.е. знания, которые не совпадают с предметом. Заблуждение - это искаженное отражение действительности. Оно возникает в силу абсолютизации знания об отдельных сторонах предмета, а также в силу субъективных причин. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины, обмана. Ложь ведет к дезинформации. Развитие познания показывает, что те или иные заблуждения преодолеваются: либо сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания.

Важнейшей характеристикой истины является ее объективность, поскольку она есть отражение объективного мира в сознании, мышлении. Будучи объективной по содержанию, истина субъективна по форме, т.к. она содержится в голове субъекта.

Для истины характерны также конкретность и абстрактность. Конкретность истины определяется условиями места, времени и другими обстоятельствами, которые необходимо учитывать как можно точнее. Абстрактная истина несет не полные, а фрагментарные, относительные, односторонние знания, выражается в нечетких понятиях.

Для характеристики истины как процесса применяются понятия абсолютного и относительного. Это две стороны любого истинного знания. Абсолютная истина - абсолютно полное, точное, верное отражение действительности. Это знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем. Относительная истина - относительно полное, верное, точное отражение действительности. Она выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение. При этом старые знания либо заменяются новыми, либо опровергаются. В ходе познания относительная истина изменяется и приближается к абсолютной истине. Абсолютная истина складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе развития познания и синтеза его результатов.

В понимании абсолютного и относительного в истине существуют две крайние позиции: -1. догматизм, который преувеличивает значение устойчивого момента,- 2, релятивизм, преувеличивающий изменчивую сторону истины.

Вопрос о проверке истинности знаний есть вопрос о критерии истины. Часть философов (агностики) отрицали такой критерий, другие считали таким критерием ясность и отчетливость знаний (Р. Декарт), третьи - чувственные данные, четвертые - общезначимость и т.д. В каждой из точек зрения содержались отдельные рациональнее идеи. Однако они не смогли решить проблему критерия истины, т.к. не выходили за пределы самого знания.

В диалектико-материалистической философии в теорию познания была введена социально-историческая практика, которая и выступает решающим критерием истины. Истинными считаются те знания, которые, будучи реализованными на практике, подтверждаются. Приложенная к практике любая теория становится предметной и нужной. Практика как критерий истины одновременно абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только практика может окончательно подтвердить или опровергнуть те или иные идеи. Относительность практики связана с её развитием, совершенствованием, углублением, и поэтому она не может в данный момент полностью доказать те или иные выводы.

Кроме практики существуют и другие дополнительные критерии истины. Таковыми считают принцип простоты, красоты, внутреннего совершенства теории, которые не отменяют и не заменяют практический критерий. В получении истины и в её проверке необходимо единство теории и практики.

Литература:

Калмыков В.Н. Основы философии. –Мн.: Выш. шк., 2000, тема 9.

Познание как предмет философского анализа // Философия. – Мн., РИВШ. 2005. С. 156-180.

Философия: Учеб. для вузов. -Ростов-на-Дону: «Феникс 1», 1995. гл. Х1.

Углубляющее чтение:

Возможности и границы познания. М., 1995.

Микешина Л. А. Философия познания: Полемические главы. М., 2002.

Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. М., 2000.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2005. С. 193-218.

Основы философии. Учеб. пособие / Отв. ред. Попов Е.В. -М.: Владос, 1997. С. 127-140, 163-168.

Реале Дж.,Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.-СПб.,1996.

Философские идеи нашего времени //Философия:Учебник\Под ред.Губина В.Д.-М.,2004

Эрш Ж. Філасофскае здумленне. -Мн.,1996.

Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века // ВФ, 1991, № 6.

Гурина М. Философия: Учеб. пособие. -М., 1998. С. 358-389.

Жуков Н.И. Проблема сознания. -Мн.: Университетское, 1987.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания. - СПб: Питер, 2001. С. 149-161.

Золотухина-Аболина. Страна философия. -Ростов-на-Дону.: «Феникс». 1995. С. 26-45, 508-528.

Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999. ч. 4. С.188-260.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С.5-14.

Рачков В.Л. Общая теория сознания. -М., 2000.

Сознание в социокультурном измерении. -М, 1990.

Стереотипы и динамика мышления. -Мн.: Наука и техника, 1993.

Тема 12. НАУКА И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

План:

1.Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт.

2. Структура, методы и формы научного познания.

3. Динамика науки. Гуманитарные параметры современной науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: