Сознание и язык.
Содержание сознания выражается через язык (речь), т.е. объективируется с помощью языка, служащего материальным оформлением идеального содержания сознания. Мыслительные, а в определенной мере, и чувственные процессы сознания всегда осуществляются на каком-либо языке.
Слово является не только фиксатором, но и оператором всех мыслительных процессов, поскольку и формирование понятий, и оперирование ими невозможны вне словесных знаков, выступающих в данном случае внутренним механизмом мышления. Закодированная с помощью естественного языка информация выражается не только во внешней форме языковых знаков, но и во внутренней форме, структурирующей внутренние процессы. Поэтому слово в разных контекстах мышления и общения несет различную информационную нагрузку.
Язык выполняет важные для осуществления жизнедеятельности человека функции – коммуникативную, когнитивную, регулятивную, транслирующую и др. к тому же язык, обладая относительной самостоятельностью и внутренней логикой функционирования и развития, оказывает воздействие на характер протекания чувственных и мыслительных процессов, на складывание того или иного стиля мышления в той или иной языковой культуре.
|
|
Язык функционирует в форме внешней и внутренней речи. Внутренняя речь, выраженная в ключевых словах, концентрирующих в себе смысл всей фразы, иногда целого текста, становится «языком смысловых опорных пунктов», или «семантических комплексов». И в случае интуитивного озарения мышления опирается на эти внутренние речевые комплексы.
Лекция 12.
Познание, его возможности и границы
Познание – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами или явлениями;
- высшая форма отражения действительности- социально-опосредованная, исторически развивающаяся деятельность отражения.
Познание –мост между сознанием и действительностью.
Практическая направленность познания.
Научное познание ограничено предметной структурой деятельности. Оно ищет законы перехода предмета деятельности в продукт, изучает все только в виде объекта, т.е. ищет законы его функционирования и развития.
Признаки научного знания:
- обоснованность,
- систематизированность,
- доказанность,
- отделение объекта от субъекта.
Выработка метода как условия воспроизведения исследуемого объекта. Истина превыше всего, запрет на плагиат, фальсификацию, поклонение авторитетам в науке.
Ненаучное знание (художественное, религиозное, мифологическое, эзотерическое, демологическое, философское) – нет четких рациональных критериев истинности, доказательности, обоснованности.
|
|
Познание – коллективно осуществляемый процесс.
Науки о познании:
- когнитивная психология,
- логика и методология науки,
- история науки,
- социология науки.
Формы приобретенного знания:
- Практическое знание ( обобщение опыта производственной, политической, педагогической, врачебной и других форм деятельности).
- Духовно-практическое знание (мифологическое, магическое, мистическое, религиозное, моральное, художественное, обыденное).
- Теоретическое знание (наука, философия, теология).
Объект и субъект познания.
Формы (этапы) познания:
Формы чувственного познания:
- ощущение,
- восприятие,
- представление.
Формы рационального познания:
- понятие,
- суждение,
- умозаключение.
Чувственное познание включает не только образные, но и знаковые компоненты, вбирая в себя не только воспроизведение объектов, но и деятельность субъекта.
Интуиция (способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов).
Объяснение и понимание.
Репрезентация (единство воображения и обозначения, представление сущности познаваемых предметов с помощью обозначений- моделей, символов, знаковых систем). Показывает влияние культурной среды на содержание познания и способы его представления. (Умение человека задавать «вопросы» природе.
Конвенция - введение определенных норм, правил, языковых и других систем на основе договоренности людей, общего понимания этих правил и норм.
Интерпретация - -придание определенного смысла объектам или вложение заложенного смысла в продуктах человеческой культуры.
Экстраполяция – применение знания, полученного в определенных условиях, к характеристике других, сходных в каких-то отношениях объектов.