Философия софистов и Сократа

Поиски основ человеческого существования подводят греческую мысль к опасной черте, к возможности разрыва между первоосновой мира и человеческим существованием. Разрушение гармонии, встроенности человека в мироздание особенно активно начали софисты (V-IV вв. до н.э.). Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Софисты - учителя риторики, появившиеся в греческих городах в период возникновения выборных учреждений - народных собраний, судебных органов. Искусство ведения спора, знакомство с политическими знаниями, с правом стали необходимыми условиями активного участия в общественной жизни. Софисты ("учителя мудрости") знакомили своих учеников и с общими философскими вопросами. Философия становится обоснованием активной политической деятельности. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, — и несуществующих — в том, что они не существуют», то есть все определяется через человека. Так Продик, учивший с большим успехом в Афинах, развил воззрение согласно которому «каковы пользующиеся вещами люди, таковы и самые вещи».

Среди софистов принято выделять "старших" и "младших". Среди софистов старшей группы можно назвать Протагора, Гиппия, Горгия, Антифонта. Софисты впервые обращаются к человеческой субъективности, к человеку в его ограниченности. Софисты впервые намечают контуры особой "жизненной" философии, вдохновляющей человека как активного, деятельного, самостоятельного существа. Софисты впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они начинают отделять разум от первоначала. Идеи софистов пронизаны оптимизмом. Человек свободен, автономен по отношению к космосу. Предшественники софистов видели опору для человека в гармоничном, упорядоченном бытии. Софисты обосновывают человеческую свободу, апеллируя к небытию.

В учениях младших софистов (4 в. до н. э.), о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант выступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант — что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными.

Опасность растворения человека в чистой субъективности, еще не оформленной, неструктурированной, "случайной" увидел Сократ (469-399 гг. до н.э.), сам принадлежавший к "учителям мудрости" и одновременно отрицающий софистскую мудрость в чем-то существенном. Вслед за софистами Сократ отрицал поглощение человека бытием как чем-то внешним ему, отрицал зависимость человека от внешних политических авторитетов, отрицал некритическое отношение к богам традиционной религии (за что и был осужден). Но Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Сократ увидел, что человек внутренне "не пуст". Отсюда и знаменитое "Познай самого себя". Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: "сам бог обязал человека жить, занимаясь философией". Философия - вот истинный путь к Богу. Философия - это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к освобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух и концепция Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать "я знаю только то, что ничего не знаю". Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа - человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли. Сам Сократ не оставил сочинений, он не брал денег со своих учеников, не заботился о семье. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который Сократ избрал для решения этой непростой задачи, - ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Цель иронии - не разрушение общих нравственных устоев, напротив, в результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ. Счастье и есть осознанная добродетель.

Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить, философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом - высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало. Только когда единое станет целью человека, будет представлено в форме понятия, оно составит его счастье.

Платон (427 – 347 до н. э.) Основал свою школу, которая получила название Академия. До нас дошло 34 диалога, главным героем большинства из которых является Сократ и 13 писем, приписываемых Платону. Развивая мысль Сократа, Платон сформулировал еще одно ключевое понятие философии. Это понятие идеи, которое он образовал от греческого слова «эйдос», т.е. «образ», «внешний вид». Идея – это внутренняя сущность бытия или, говоря иначе, бытие как таковое. Она не доступна для чувств и открывает себя, становится видимой только для ищущего разума. Сформулировав это понятие, Платон тем самым разделил мир человека на две неравноценные части: 1) мир идей, познаваемых разумом и 2) мир чувственных вещей. Причем второе является всего лишь тенью, отражением первого и не обладает самостоятельным бытием. Идеи существуют объективно, т.е. независимо от сознания человека, они неизменны, вечны. Чувственные вещи изменчивы и переходящи. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, припоминая которые он открывает для себя мир. Высшей формой знания является диалектика, которая понимается как искусство правильного мышления, приводящего к истине, то есть к безусловному. Истинное знание доступно только философу. Оно необходимо для правильного образа жизни, воспитания и существования идеального государства. Истинная политика это спасение человеческих душ и она совпадает с философией, поэтому правителем в идеальном государстве должен быть философ. Основными принципами устройства государства являются: мудрость, мужество и умеренность Их единство позволяет достичь справедливости.

Аристотель (384 – 322 до н.э.). Он в течение долгого времени учился и преподавал в Академии Платона, затем долго путешествовал, был воспитателем знаменитого полководца Александра Македонского, потом вернулся в Афины и основал там свою школу, которая получила название Ликей. Основные его произведения: Метафизика, Физика, Органон, Политика, Экономика и Риторика и др. В качестве «первой философии» он рассматривает «метафизику», которая должна изучать сверхчувственное (идеальное), вечное сущее, начала и причины. «Вторая философия» - физика, она изучает чувственные изменчивые вещи. «Метафизика» – наиболее возвышенная из наук, потому что не преследует эмпирические или практические цели. Она отвечает на вопросы как исследовать причины первых или высших начал, познать «бытие, поскольку оно бытие», получить знание о субстанции, Боге и субстанции сверхчувственной. В учении о материи и форме Аристотель рассматривает два начала каждой вещи. Вещь есть сочетание материи и формы. В процессе оформления материи, т.е. возникновения вещи, участвует 4-вида причин: материальная, формальная, производящая и целевая. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, которую он понимал как орудие всех наук. Продолжая традицию своего учителя Платона, Аристотель большое внимание уделяет душе человека и разрабатывает свою этику. Душа понимается им, как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Он выделяет три вида души: растительная, животная и разумная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: