double arrow

Арабо-мусульманская философия

ЛЕКЦИЯ

Науки

Право

Политика

Искусство

Мораль

Религия

Бог – центр мироздания

И МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

Лекция 4

План:

1. Специфика философии Средневековья.

2. Раннехристианская философия - патристика: Августин Аврелий.

3. Спор об «универсалиях». Западно-европейская философия средневековья - схоластика: Фома Аквинский, Пьер Абеляр.

4. Философия мусульманского Востока: Аль-Фараби, Ибн-Сина, Иб-Рошд.

5. Значение средневековой теологической философии.

I. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала существенно меняться после возникновения христианства (I в. н.э.) и утверждения его в общественной жизни. В Vв. в истории взаимоотношения философии и религии открылся новый период, который продолжался до ХVI в., т.е. все Средневековье. Качественным его отличием является служение философии целям религии и теологии. Поэтому философию называли служанкой богословия. В отличие от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентрично, т.е. в основе мироздания лежит Бог, а не космос. Догмат о творении всего сущего переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало.

В античной философии существовал дуализм (двойственность): боролись два противоположных начала – активное и пассивное – материя и идея. В Средние века дуализм преодолевается монизмом: есть только Бог, он – абсолютное начало, подлинная реальность. Весь мир, Вселенная – результат его творчества.

Приоритет социально-культурных ценностей в Средневековье имел следующий вид:

Философия Средних веков базировалась на двух основных идеях: 1) откровения (сверхчувственное познание сверхъестественной реальности в акте мистического озарения, выступающее в виде Библии, Крана и проч.); 2) креационизма (учение о создании мира из ничего).

Средневековую философию условно разделяют на 2 этапа: патристику и схоластику.

Сразу отметим, что все или почти все философы эпохи Средневековья были священнослужителями. Философствование для них было как бы второй специальностью. Большинство из них обращались к философии, чтобы с ее помощью, опираясь на человеческий разум, донести до сознания прихожан церковные истины.

Во II-VI вв. выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл ряд мыслителей, чьи произведения позднее были признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Их стали называть отцами церкви. Литература, созданная отцами церкви, получила общее название патристика (от лат. – отец). Учение, защищающее и оправдывающее вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму, называли апологетикой. Одной из важнейших проблем раннего периода существования патристики стала проблема взаимоотношений философии и христианского вероучения.

В течении VI-XI вв. на Востоке и Западе формируется разная христианская догматика (догматы о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, о телесном вознесении Богородицы на небо и проч.), по-разному понимаются культовые обрядности.

На Востоке и Западе сложилось различное понимание и самой сути христианского вероучения. В православии обращалось внимание в большей степени на религиозно-мистические способы постижения Бога, ибо считалось, что понимание божественных истин недоступно разуму. В католичестве же довольно рано возникает убеждение в том, что истинное познание Бога невозможно без помощи разума, а, следовательно, без помощи науки. Поэтому, на основе трудов отцов церкви, в течение VI-XIII вв. в римско-католической церкви происходит рационализация христианского вероучения, когда догматы веры обосновываются с помощью науки, и, прежде всего, с помощью философии, Так возникла схоластика.

Слово «схоластика» – от греч. «школа». Поэтому схоластику еще называют «школьной философией». Схоластика – это основное религиозно-философское направление в католической церкви в XI-ХV вв. Цель возникновения схоластики – упорядочить и сделать доступной христианскую догматику. Основным средством упорядочения христианской догматики была признана философия.

II. Августин Аврелий (Блаженный) (354-430). Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения.

В качестве философского фундамента теологии Августин избрал учения Платона и неоплатоников. Центром религиозно-философской концепции Августина является Бог. Бог – это нематериальный, всемогущий абсолют, выше которого не может быть никого и ничего. Бог сотворил мир из ничего (креационизм) по своей воле, а не в силу необходимости. Это свидетельствует лишь о том, что бытие, а вместе с ним и природа имеет не природное, а сверхприродное начало. Античные боги были родственны природе, христианский же бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным богом. (Трансцендентный – потусторонний, сверхъестественный, сверхчувственный).

С Августином на место античного дуализма (идея и материя) пришел монизм – принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало (в данном случае Бог), все остальное вторично, является его творением. Бог и мир разделены абсолютно. Бог – истинное бытие, он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего (т.е. ему приписаны атрибуты, которыми наделяли античные философы бытие).

В человеке главное – это душа. Августин презирает человеческое тело. Это характерная черта неоплатоников и христианства. Не случайно, что ревностный христианин император Феодосий запретил Олимпийские игры, которые происходили в Греции регулярно каждые 4 года, начиная с 776г. до н.э. Душа есть только у человека. У животных и растений души нет, поэтому они лишены права на гуманное к себе отношение. Если Пифагор пожалел щенка, то Августин щенков не жалел. Впрочем, не жалел он и людей, ели они в чем-то отклонялись от главной церковной линии.

Основные способности души – разум, память и воля. Воля выше и главнее разума. Высший акт воли – акт веры. Следовательно, вера выше разума. Поэтому вера является основой всякого познания. «Верю, чтобы знать», - писал Августин. Человек сначала должен уверовать в Бога и возлюбить его, а затем пытаться его познать.

Философию истории Августин раскрывает в своей знаменитой книге «О граде Божьем». Вся история человечества – это постоянная борьба двух сил: «града земного» (светское государство) и «града божьего» (церковь).

Государство основано на любви человека к самому себе, эгоизме. Примером греховности государства является Римская империя, в истоках которой лежит братоубийство (согласно легенде, при основании Рима Ромул убил своего брата Рема).

Церковь основана на самоотверженной любви к богу. Так как история человечества имеет начало, она имеет и конец, и смысл. Смысл истории – в победе христианства.

III. Главным вопросом, которым занималась средневековая схоластика, был вопрос об отношении знания к вере. В философском споре эта проблема в IХв. приобрела форму спора об «универсалиях», или о природе общих понятий, вылившаяся в рассмотрение диалектики «единичного» и «общего». Выделились 2 точки зрения: реализм и номинализм. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий»: «красота», «истина», «добро», «человек вообще», «дом вообще» как прообразах единичных вещей. Универсалии существуют до вещей, они присущие божественному разуму и порождают вещи. Так, понятия добра, красоты, истины, справедливости существуют, как таковые, реально и вне отдельных поступков. Реализм имел своим источником учение Платона. Номиналисты отрицали существование общих понятий –«универсалий» независимо от человеческой мысли. «Универсалии суть имена после вещей». В действительности существуют лишь «имена», отдельные, единичные вещи (Сократ, дом № 16), а «человек вообще», «дом вообще» - это лишь слова или названия, с помощью которых люди (а не Бог) обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты (концептуалисты) допускали существование общего в человеческих понятиях, как отражение сходных черт в единичных вещах.

Если реализм рассматривал общие понятия как нечто идеальное и предшествующее вещи, т.е. разрабатывал идеалистическую концепцию связи общих и единичных понятий, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

Пьер Абеляр (1079-1142) в споре об «универсалиях» выступил против крайнего номинализма, и против крайнего реализма», встав на позицию концептуализма. По Абеляру, существовать могут только единичные вещи («субстанции»); эти вещи могут быть тождественны между собой, на этом тождестве и основаны «универсалии». Так оправдывался номинализм. На ряду с этим следует признать и реальность общих понятий, или идей, в уме Бога. Они образцы, по которым Бог творит вещи. Абеляр апеллировал к разуму, а не к вере. Вера – функция знания, а не знание – функция веры. Истинное христианское учение должно быть основано на логических рассуждениях. Логика имеет высшее, божественное происхождение, что доказывается первыми словами Библии: «В начале было Слово (Логос)». Поэтому содержание религиозного тезиса нужно исследовать сначала разумом, а затем уже решать, верить в него или не верить. «Познаю, чтобы верить», - писал П.Абеляр.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26-1274) монах доминиканского ордена и ученик Альберта Великого. В 1323г. Ф.Аквинский был канонизирован римско-католической церковью, а в ХХв. Его учение возродилось под названием «неотомизма» как одно из наиболее значительных направлений католической философии на Западе.

Точка зрения Аквината на взаимоотношения разума (науки) и веры занимает между Августином и П.Абеляром как бы среднюю позицию почему его учение и было принять римско-католической церковью.

Значимость науки и веры одинакова. С одной стороны, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. С помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В то же время с другой стороны, другие догматы (креационизм, воплощение Христа, воскресение из мертвых, неизбежность Страшного Суда и др.) научно недоказуемы, т.к. в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки.

В своих произведениях Аквинат использует систему Аристотеля. Он признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи.

Аквинат использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога. Аквинат выработал 5 таких доказательств, которые с тех пор в римско-католической церкви считаются неопровержимыми:

1. Сущность движения. Все, что движется, чем-то движимо - Богом.

2. Производящая причина. В цепи причин должна быть пе6рвопричина - Бог.

3. Категории необходимого и случайного. Среди сущностей есть сущность случайные. Однако в мире не могут быть только случайные сущности, «должно быть нечто необходимое». Ряд необходимых сущностей не может уходить в бесконечность, а поэтому есть некая сущность, необходимая сама по себе - Бог.

4. Возрастающая степень совершенства. Должно быть нечто, обладающее совершенством благородством в предельной степени – Бог.

5. Целесообразность. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе». Подобное разумное существо – Бог.

V. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии.

1. Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.

2. Сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения.

3. способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью слившегося с античной философией, выделилась гносеология – учение о познании).

4. Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный.

5. Положили начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений в философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм).

6. Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.

7. Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

IV. Арабская философия в средние века развивается не только в лоне религии, но и науки. Известны успехи арабской науки в математике, астрономии, медицине, географии, истории физике, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуждениям.

Абу Наср Аль-Фараби (870-950. род. г.Отрар) – среднеазиатский философ, ученый-энциклопедист, последователь аристотелизма. Философы Востока еще при жизни Аль-Фараби называли его вторым учителем. Первым учителем они называли Аристотеля.

Аль_Фараби исходил из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и практические (этика и политика). Первенство в системе наук он отдает логике, которая позволяет человеку отличить истинное знание от ложного. Отсюда философ большое значение придает разуму человека. Именно философия позволяет понять человеку сущность бытия. Оно «едино» и в то же время – «многое». Такое состояние бытия есть результат эманации, т.е. истечения различных «сред бытия» (9 сфер) из «Единого». И хотя Аль-Фараби допускает существование бога в качестве первопричины бытия и перводвигателя, его философия выражает стремление разобраться в сложнейших вопросах познания и бытия.

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037. род. г.Бухара). Ибн-Сина выдвинул положение о том, что природа изначальна и неуничтожима, что ее законы не меняются произвольно и доступны человеческому познанию, что душа обусловлена деятельностью тела и ее индивидуальное бессмертие невозможно.

Оригинальной частью философии Авиценны является учение о бытии. Он рассматривал 2 вида бытия. 1) Необходимо-Сущее бытие – это духовная сущность. Оно «чистое», «доброе», «чистая истина» и «чистый разум». Напоминает «Единое» (Добро) Платона и Плотина и «Перводвигатель» Аристотеля. 2) Возможно-Сущее – это природа, материальный мир во всей его изменчивости и многообразии.

Необходимо-Сущее не творит мир, а эманирует (истекает) его (как у Аль-Фараби). В эманации философами угадана самоэволюция природы. Авиценна рассматривает возникновение мира минералов, его переход к миру растений, затем к миру животных, а из него – к миру разумных существ.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198. Испания) выдвигал 3 основные философские идеи, в которых выражалась борьба науки с религией: вечность материального мира; наличие необходимой причинной связи всех явлений мира; все индивидуальное по своей природе смертно, человеческая душа тоже смертна.

Вступив в противоречия с ортодоксальной мусульманской догматикой в проблемах онтологии и гносеологии, Аверроэс разработал теорию двойственной истины. В ней он предлагал различать истины филосфоские и истины богословские. То, что может быть истинным в философии, в религии (теологии) может быть ложным. Функции философии и религии различны: религиозные предписания учат, как человек должен поступать, а философия учит постигать абсолютную истину. Философия – это теория, а религия – больше практика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: