Философия древнего китая

Конфуцианство и даосизм. Возникли примерно в 5-6 веках до н.э., религиями по сути не являются.

Конфуций – выдающийся педагог, мыслитель, политический деятель Китая, жил с 551 по 479 гг до н.э. В 136 г до н.э. Конфуций был обожествлён и конфуцианство было принято как официальное учение в Китае. В 555 г н.э. был издан указ о создании в каждом китайском городе храма в честь Конфуция.

Канон (тринадцатикнижие) сложился в 10-12 веках, включает в себя произведение, созданные во второй половине первого тысячелетия до н.э.. Это 13-книжие являлось основой обучения китайцев и оставалось таким до 20 века (во китайской революции в 1911 г.). Сам Конфуций ничего не писал (он создал школу когда ему было уже 50 лет), а ученики тщательно записывали и результатом явилась книга «Беседы и высказывания» - сборник несистематизированных высказываний, нравоучений. Каждый китаец должен был выучивать её наизусть и пользоваться её до своего конца.

Природа его не интересовало, его философия была антропоцентрична. Целью было создать идеальные отношения между людьми и в семье, и в обществе, и в государстве. Разрабатывает концепцию об идеальном муже. Идеализируется прошлое (чем что-то было раньше, тем тогда было лучше). Уважение к старшим (до 20 века сын ничего не мог менять в доме в течение 3 лет после смерти отца). Был фаталистом – всё определено судьбой, и кто не верит в судьбу тот не может считаться настоящим мужем. А идеальный муж испытывает три страха: перед могуществом судьбы, перед великими людьми и перед словами мудреца. Таким мужем может стать каждым. Он должен вызывать уважение, не быть жестоким, справедливым, осторожен по отношению к тому, что не знает. Слушаю многое, выбираю лучшее, следую только ему. Когда учишься, должен размышлять. Всегда надо руководствоваться словом «снисходительность». О государстве – каждый должен быть на своём месте (должна соблюдаться иерархия). Мудрый правитель должен заботиться, чтобы у его подчинённых всегда была еда, военное снаряжение и чтобы народ доверял правителю. Иначе будет неустойчивость и государство погибнет. Не стоит заставлять людей делать что-то путём угроз, надо чтобы ему было противно это делать. Закон фа – закон в нашем понимании, закон ли – жизнь на основах доброты, человеколюбия и т.п. Так вот, надо следовать не закону фа, но ли.

После смерти Конфуция его школа распалась на 8 школ, наибольшее значение из которых имели две: школа мэндзи и школа сюндзи (!!!проверить оба названия!!!). Мэндзи: все люди от природы добры, они стремяться к доброте, но на них действуют внешние факторы. Умный правитель должен быть озабочен чтобы все его люди были заняты своим делом. Те кто работают силой ума, те подчиняют тех, кто работает силй мышц, но подчинённые содержат тех, кто ими управляет. У сюндзи: человек имеет злую природу, всё что в нём есть хорошего есть благо приобретённое, о рождения человек стремится к выгоде, поэтому надо особое внимание надо уделять воспитанию. Атеизм (дожди идут как после молитв, так и перед ними).

Законники. Государство - бездушный механизм. Надо иметь много наказаний и мало наград. Карать максимально жестоко, разобщать, поощрять доносы, пресекать искусство, философию. Всё государство должно развивать земледелие и воевать. Добродетель – мать всех пороков. Отменили наследственность власти. Ввели круговую поруку. Закон должен быть понятен всем, а искусство управлять – никому. Позиция Даосизма.

Дао в формулировке Лао-дзи (6-5век до н.э.). Дао, которое можно выразить словами не есть истинное дао.

Постоянным и вечным можно назвать только то, что родилось с возникновением неба. Таким можно считать только дао. Дао можно постагать, но нельзя воспринимать, оно лишено формы, беззвучно, лишино формы, беспредельно. Основа и причина всего сущего.

Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не будет драгоценных предметов, то не будет воров. Мудрый правитель делает сердца простых людей пустыми, а желудки – полными. Такое управление ослабит их волю и укрепит кости. У людей не должно быть не знаний, ни страстей. Государства надо сделать малыми, а население редким. Даже если естьоружие не следует его показывать. Вернуться к тем временам, когда люди плели узелки вместо письма, в таком случае никто ни у кого ничего отнимать не будет, все будут слушать пение петухов и лай собак и никто никого не потревожит. Умнвми людьми управлять трудно. Когда в Поднебесной господствует Дао, лошади унавоживают землю, а когда нет Дао – боевые кони пасутся на полях. Выброси все весы и мерки и не будет в народе войн, уничтожьте все драгоценности. Пока мудрецы не умрут, разбойники не исчезнут.

Значит, ну получилось так, что вопрос о происхождении философии тесно связан с вопросом о происхождении ну по крайней мере западной культуры, и развитие философии оказалось тесно связанным с развитием всей западной культуры. Ну появляется философия в 7-6 веках до нашей эры в Греции. Почему собственно в Греции и на смену чему она приходит, и в чём специфика философского мировоззрения ну по крайней мере того времени?

вопросы в зал: Ну что такое Античность? Когда она была? Хотя бы по времени?

Античность - это с 6 до нашей эры по 5 век нашей эры.

Так вот, философия возникает в 7-6 веках до нашей эры, и основная заслуга первых античных философов состоит в том, что они попытались дать рациональную картину мира, попытались объяснить мир исходя из него самого, то есть без привлечения всяких там потусторонних сил. Ну почему именно в Греции? В то время, как известно, существовали достаточно развитые цивилизации государства: Был Египет, Вавилон - и тем не менее именно с Грецией связывается возникновение античной философии. Ну, что для того времени характерно было в Египте? В Египте как известно математика была хорошо развита. А какая математика, как сейчас бы сказали, прикладная или фундаментальная? Прикладная, то есть изучалось то, что связывается там с измерениями, со взвешиваниями и тому подобным. Тоже не очень случайно это так. Египет это земледельческое государство, основано было на орошаемом земледелии, стиль хозяйствования такого должен был быть очень жёстким, то есть необходимо было соблюдать строжайшую дисциплину, ну грубо говоря прошляпил там разлив Нила - погибли у тебя все посевы, соответственно неприятности большие для государства. Вот в соответствии с такой жёсткой экономической дисциплиной, не менее жёсткая бала дисциплина и в идеологии. Ну тоже если грубо: знания аккумулировались жрецами, государство было очень консервативным. Ну консерватизм, вообще говоря его однозначно оценивать сложно: с одной стороны консерватизм сопротивляется всяким новациям, поэтому консервативное государство всегда будет отставать, а с другой стороны, оно создаёт как современные тоталитарные государства, оно способствует сопротивляемости всяким влияниям из вне, то есть способствует устойчивости государства, ну повышает его обороноспособность, то есть в самых разных направлениях, значит консерватизм - явление и положительное. Но в таком государстве тяжело, естественно, развиваться и наукам, и искусствам, и всему прочему. Но принципиально иная ситуация, ну здесь понятно - всё на основе традиций, традиции из поколение в поколение передаются, и шаг вправо, шаг влево ни к чему хорошему не приводит.

Теперь какая ситуация в Греции. В Греции ситуация принципиально другая, отчасти и из-за её географического положения, греки промышляли военно-морским разбоем, если можно так сказать, жили за счёт ремёсел, и вот уже в начале первого тысячелетия до нашей эры в Греции стали складываться самостоятельные города-государства - полисы с более-менее независимым правлением, демократическим правлением. Ну что означает "более или менее". Менее демократическим оно было там где власть принадлежала тирану, но тем не менее определённые элементы демократии были, поскольку абсолютной властью тиран, несмотря на своё название, не обладал, то есть в принятии государственно-важных решений он должен был опираться на волю народа, хотя бы формально. Ну а более демократическим было правление там, где существовала просто народная демократия. Ну, демократия в этом смысле двух видов бывает. Значит какие виды демократии знаете? (пауза) Никаких вообще? Ну у нас какая? - А у нас нету. - Ну в США, у нас - почти такая же? Ну кто нами управляет-то, мы сами или как? Во, представители. (реплика из зала) - Олигархи. - Вот уберите эти штуки (на диктофоны), тогда будем разговаривать. Так вот: представительная демократия и прямая. Представительная демократия - это когда от определённого количества людей (по национальному признаку, географическому или ещё какому) выбирается представитель. И дальше предполагается, что этот представитель выражает интересы того, кто его выбрал, а те кто его выбрал уже не принимают участия в управлении. И прямая демократия. Что такое прямая демократия? Это когда каждый имеющий право голоса учавствует в принятии государственно важных решений. Новгородское вече классический пример.

Так вот, в ряде полисов была такакя прямая демократия. То есть люди по сути управуляли сами собой. Ну что это представляло собой, так схематично: принималось решение организовать завоевательный поход на соседа, выходили вот эти самые граждане и перед ними выступали люди, претендующие на роль предводителя в таком походе, предлагали свою предвыборную программу. Во-первых, таким претендентом мог быть абсолютно любой (гражданин, естественно), то есть он мог быть богатым, бедным, известным, неизвестным, суперавторитетом, ещё каким-нибудь, то есть любой человек из любых слоёв. Дальше выбирали его на роль такого предводителя, город снабжал его всем необходимым, и когда он возвращался из такого завоевательного похода, ну если с победой, то ему всякие почести, а если с поражением, то опять же не зависимо от социального статуса, там по сути два варианта либо сразу, как вы показали казнили, либо подвергали астракизму - выгоняли из города, лишали гражданскиз прав, в общем тоже хорошего мало. Принималось решение о его судьбе тоже демократическим путём. Голосовали камушками разноцветными, проходили через палатки закрытые, то есть всё было демократично.

Так вот такая ситуация способствовала действительно формированию нового способа мышления и нового отношения к миру. Ну, во-первых, когда перед вами докладывают ну допустим те же предвыборные прграммы, то вы должны обладать достаточной рассудительностью, чтобы понять, что это программа более логична, более обоснованна, а та - совершенно нереалистична. Кроме того, тот кто излагает эту программу тоже долен донести её до слушателя. Вот в такой ситуации стали возникать первые Школы - диалектики. Собственно это первые философские школы, "предфилософские", скажем так. Первоначально, значение слова dialektike - искусство вести спор. То есть в первых философских школах обучали, по сути, риторике, логике, то есть и учили грамотно излагать свою позицию. Первоначально они были элитарными, и функции их были достаточно узкими, но а затем, сейчас я про это немножко скажу, и функции философов расширились, и доступ в эти самые философские школы тоже стал более свободным. В этот же период, кстати, и возникает математика как наука фундаментальная, тоже я к этому ещё вернусь, то есть не случайно именно с Грецией связывается создание математики как науки. Ну Фалес, например, что сделал, чем он знаменит? Теорема Фалеса, да? Доказывал он, доказывал, на наш взгляд, совершейнейшую ерунду: там, диаметр делит круг пополам, вертикальные углы, ну и ради бога. Значит в чём здесь главная проблема? Главная проблема состоит в том, что в том же Египте никому в голову не приходило доказывать математические утверждения. Там эти утверждения использовались на практике и оценивались они с точки зрения имненно утилитарной - работает это утверждение, будем его использовать, не работает - до свидания, разработаем новое. Так вот Фалес первым поставил вопрос о необходимости доказательства математических утверждений, то есть решал вопрос чисто теоретического характера.

Ну на смену чему всё это приходит - такая рационалистичность, демократичность, логичность?

Приходит это всё на смены мифилогическому мышлению. Что характерно для мифологии? Именно приходит и идёт, собственно говоря, до сих пор, и непонятно, заменит ли когда-нибудь философию.

Что характерно для мифологического мышления? Здесь два таких термина, запоминать их не обязательно, а смысл у них простой: один термин - синкретичность, другой - симпрактичность. Смысл этих терминов вот какой. Одно слово означает целое поле семантически однородным объектов, причём однородность их может быть довольно условной. Ну скажем австралийские аборигены пользуются словом "кенгуру". Под кенгуру поминается сама кенгуру, мясо кенгуру, шкура кенгуру, время для охоты на кенгуру, копьё для охоты на кенгуру и тому подобное. То есть то что связывает сознание с кенгуру обозначают просто одним словом.

Ну вообще откуда берётся информация о том что было тогда в плане мировоззрения, в плане языка. Здесь пользуются изучением нецивилизованных народов, а во-вторых, есть такой биогенетический закон, открыт он был в 19 веке немецкими биологами Мюллером и Геккелем. И звучит он так: онтогенез повторяет филогенез. А смысл опять же очень простой.

По тому как развивается индивидум (онтогенез - это индивидуальное развитие) можно делать выводы как развивается весь вид в целом. То есть по тому как происходит освоение мира ребёнком, по тому как язык осваивает и тому подобное можно делать выводы о том как это происходило в истории человечества. Так вот если у кого детёныши есть маленькие где-нибудьпоблизости можете посмотреть - у ребёнка с одним словом может бог знает что ассоциироваться. Метро может ассоциироваться с зоопарком, с чупа-чупсом, с чем угодно, если его на метро везли в зоопарк, в метро купили чупу-чупс. Значит вот это одна особенность мифологического мышления. Вторая - симпрактичность. Во-первых, это отсутствие абстрактного мышления, то есть это означает... Ну вот опять же традиционный пример, ну дабы чукчу не трогать, житель дальнего севера спрашивает, вот говорят "Ты на севере живёшь, на севере все медведи белые. Ты встераешь здесь медведя. Какого он будет цвета?" Ну чукча, то есть житель крайнего севера отвечает: "Белого". Ну казалось бы всё правильно. А дальше с ним продолжают разговор: "А вот ты приехал в среднюю полосу, а там все медведи бурые; ты встречаешь здесь медведя. Какого он будет цвета?" За дурака держите жителя крайнего севера. Он говорит: "Не знаю, не видел". То есть о том, с чем непосредственно не сталкивался, чего в практике не имел, о том не имею суждения. То есть это тесная связь понятия и практика.

Ещё одна особенность мифологизма это метафоричность. Ну что означает метафоричность? Мы все с вами метафорами пользуемся, называю это сленгом. И при этом понимаем, что это именно сленг, тоже навязший в зубах пример коротенький: стоят люди на остановке тролейбусной, и кто-то говорит: "Вон рога идут". Все сразу подтягиваются, все сразу понимают, о чес идёт речь, то есть никому в голову не приходит анализировать это утверждение с логической точки зрения: какие рога, куда идут, зачем идут. Та же ситуация в стихах - их никто логически не анализирует, принимает именно как метафоры. Так вот для мифологии характерно слияние метафоричности, нереальности и реальности. Ну если брать мифы древней Греции, ну то что вам хорошо известно. Ну боги там живут на чём, где? На Олимпе. Олимп - что такое? Гора, пока ещё в Греции стоит, хотя говорят, что по кусочкам её растаскивают. Ну тем не менее - реальная гора. Реальная гора с некими особыми свойствами - место обитания богов. Сами боги что собой представляют? Те же самые люди - женятся, разводятся, детей рожают, пакостят друг другу, пьют вообще, едят... Ну короче говоря, ведут совершенно человеческий образ жизни и плюс к тому наделены некоторыми сверхестественными качествами. Ну тот же Зевс - токой же мужик, ну побольше, рожает временами, но тем не менее одержим всем тем, чем должен заниматься нормальный мужик. Так вот, ещё раз повторяю, для мифологии вот эта связь реальности и вымысла - это одна из основным характеристик. Ну и ещё такой параметр - у мифов нет авторов. Это народное творчество.

На смену вот этому и приходит рациональное мировоззрение. Рациональзм этот проявляется во всём, скажем знаменитые законы Солона (6 век) - законы совершенно прозрачные, совершенно логичные. Ну такие, например, - кто во время смуты не примет ни одну сторону подлежит астракизму. Понятно - в тяжелый период надо определяться со своими политическим позициями. За обиженного может вступаться лишь тот, кто сам не пострадал от обидчика. То есть необходима беспристрастность. Если берём литературу, того же Гомера, герой - чистых линий. Если он хороший, то он до конца хороший, если он скотина, то законченная скотина. Скульптуру сравниваем греческую и ту же египетскую или индийскую - то же самое: всё пропорционально, всё красиво, ну если встречаются там козлоногие боги, это боги второго плана. А в основном - никаках там восьмируких, n -головых и тому подобных вы там не встретите. Со всех сторон идёт наступление рационализма. И этот рационалистический стиль мышления он действительно транслировался в западную культуру. И запад пошёл именно по пути эллинизма.

Ещё раз повторяю - именно пошёл, потому что те же философские системы, ну Гегеля взять, 19 век, например; там сколько угодно этих мифилогоческих элементов. Ну Гегель постулирует существование абсолютной идеи, а дальше вокруг этой идеи и развивает свою философию, но что такое эта абсолютная система, он объяснять не собирается, его это совершенно не интересует, то есть по сути чисто мифологический элемент. Но, в конце концов, если Вас спросить, знаете ли Вы свой знак Зодиака, наверняка 99% этот знак знают. Те же самые отголоски мифологического мышления. Вот всякие уфологии, парапсихологии и тому подобное - это все из этой серии. Хорошо это или плохо - это другой вопрос, но можно этот факт констатировать. Религиозная вера тоже сюда относится.

Переходим, собственно, к философии уже. На смену чему она пришла. Первые шаги греков на пути к философии связываются с семью мудрецами. Семь мудрецов.

Почему с ними?

В Греции существовало давно оформившееся стремление понять и саму жизнь и что движет человеком в этой жизни, и как развивается то, что окружает человека, и развивается ли оно вообще, и как оно существует, и откуда оно взялось.

В высказываниях этих семи мудрецов. Первый канон был составлен Димитрием Фаллесским в 4 веке до н.э. И считается,что имена мудрецов были упомянуты в 582-581 г. до н.э. В это время проводились стихийские игры - игры проводимые в честь Аполлона, представлявшие собой состязание в мудрости. Считается, что на этих играх были впервые названы имена семи мудрецов. Списки их существовали разные, но во всех списках присутствовали 4 имени: Солон из Афин, Переандр из Коринфа, Питтак и Фалес неизвестно откуда. К ним еще добавляются Биант, Хилон из Спарты и Анахарсис (скиф). Все они относятся к 7-6 векам. Именно в изречениях этих мудрецов и зарождалась греческая философия. Изречения их были широко известны. Такие высказывания, как "познать самого себя" и "ничего сверх меры" были высечены над входом в храм Аполлона в Дельфах.

Классификация изречений:

- изречения об этике

- изречения о познании

- изречения о мироздании.

Что касается этики - здесь впервые возникают нравственные аспекты. В трудах того же Гомера нарвственных акцентов нет. Нет никаких метаний между тем, что делаешь и что должен делать. Никаких представлений о совести. Главная добродетель - храбрость. Главный порок - трусость.

Все четко, все однозначно.

Солон (политический деятель, военачальник и реформатор) "Требуя ответа от других и сам давай отчет", "Прежде, чем приказывать, научись сам повиноваться",

"Советуй не то, что всего приятнее, а то, что всего лучше", "Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а мудрый их прорвет".

Переандр (личность колоритная, захватил власть путем переворота, в детстве сожительствовал с собственной матерью, когда подрос убил беременную жену, сжёг живьём наложниц, сына отправил в ссылку на верную смерть) "Сдерживай гнев", "Обдумывай все заранее" "Выжидай благоприятного времени", "Сговора держись", "Пообещал - выполняй", "Наказывай не только за проступок, но даже за намерение".

Питтак: "Трудно человеку быть хорошим", "Лучше простить, чем мстить".

Анахарсис. После него возникла поговорка "Говорит как скиф". "Самый безопасный корабль - выброшенный на берег", "Рынок - узаконенное место беззакония". "Что в человеке и хорошо и дурно одновременно? - Язык".

Хилон: "Не позволяй своему языку опережать свой разум".

Беант: "Все свое ношу с собой". "Лучше разбирать спор между твоими врагами, чем между друзьями ибо заведомо после такого разбирательства один из твоих врагов станет твоим другом, а один из друзей - врагом".

Фалес: "Я благодарен судьбе за 3 вещи: во-первых, что родился человеком, а не зверем, во-вторых, что родился мужчиной, а не женщиной, в-третьих, что эллином, а не варваром".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: