Учения о цивилизациях

Учение об общественно-экономических формациях

И его современная оценка

Материалистическое понимание истории

(или исторический материализм)

Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)

1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.

2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.

3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).

Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».

4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.

Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.).

Автор - К. Маркс (1818-1883)

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - тип общества на определенном этапе его развития с особым способом производства материальных благ.

Каждая ОЭФ есть: 1. Качественно особый тип общества;

2. Определенная ступень общественного прогресса.

Переход общества от одной ОЭФ к другой закономерен и неизбежен и осуществляется из-за смены способа производства на более совершенный путем социальной революции в результате борьбы между ведущими классами общества.

Выделил 5 типов ОЭФ: (по уровню их зрелости)

1) первобытно-общинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая: 1-я фаза – социализм; 2-я фаза – коммунизм как высший, совершенный уровень развития общества, основанный на отмене частной собственности и всестороннем развитии личности.

Учение об ОЭФ - как тенденция и неизбежный переход от одного типа общества к другому, более совершенному за счет смены исключительно способа производства и в результате борьбы классов не подтверждается на практике и оспаривается другими учеными.

Направлены на изучение:

- разницы в культурах того или иного общества, а не только в их материальной основе (как у Маркса),

- тенденций развития современной цивилизации.

Выделяют различные типы цивилизаций:

1. В культуре: западная и восточная;

2. В религии: христианская и исламская

3. Научно-технический прогресс: аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и т.д.

При этом выявляются общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, принадлежащих к одной цивилизации, а также региональные, национальные и другие особенности.

Теории локальных цивилизаций:

(Вико, Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Отрицают наличие общего, единого прогресса человеческого общества. Рассматривают развитие общества как существование самостоятельныхлокальных цивилизаций (культур), сменяющих друг друга на протяжении истории существования человечества, и не связанных непосредственно между собой.

6.1. Теория «Исторического круговорота»

Автор - Джамбатиста Вико (1668-1744), итальянский философ.

Работа «Основания новой науки об общей природе наций»

1. Бог запускает в движение человеческое общество. Затем оно уже развивается в силу своих внутренних закономерных причин.

2. Каждый народ (нация), подобно человеку проходит в своем развитии 3 эпохи (этапа): божественную, героическую и человеческую (соответственно, детство, юность, зрелость).

3. Смена эпох – путем общественных переворотов (социальная революция).

4. Цикл развития завершается общим кризисом и распадом данного общества.

5. Государство возникло для обуздания интересов различных классов.

Положительные идеи теории Вико:

Наличие в истории общества прогресса и закономерностей развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: