Учение об общественно-экономических формациях
И его современная оценка
Материалистическое понимание истории
(или исторический материализм)
Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)
1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.
2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.
3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).
Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».
4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.
Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.).
Автор - К. Маркс (1818-1883)
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - тип общества на определенном этапе его развития с особым способом производства материальных благ.
Каждая ОЭФ есть: 1. Качественно особый тип общества;
2. Определенная ступень общественного прогресса.
Переход общества от одной ОЭФ к другой закономерен и неизбежен и осуществляется из-за смены способа производства на более совершенный путем социальной революции в результате борьбы между ведущими классами общества.
Выделил 5 типов ОЭФ: (по уровню их зрелости)
1) первобытно-общинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) капиталистическая;
5) коммунистическая: 1-я фаза – социализм; 2-я фаза – коммунизм как высший, совершенный уровень развития общества, основанный на отмене частной собственности и всестороннем развитии личности.
Учение об ОЭФ - как тенденция и неизбежный переход от одного типа общества к другому, более совершенному за счет смены исключительно способа производства и в результате борьбы классов не подтверждается на практике и оспаривается другими учеными.
Направлены на изучение:
- разницы в культурах того или иного общества, а не только в их материальной основе (как у Маркса),
- тенденций развития современной цивилизации.
Выделяют различные типы цивилизаций:
1. В культуре: западная и восточная;
2. В религии: христианская и исламская
3. Научно-технический прогресс: аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и т.д.
При этом выявляются общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, принадлежащих к одной цивилизации, а также региональные, национальные и другие особенности.
Теории локальных цивилизаций:
(Вико, Данилевский, Шпенглер, Тойнби)
Отрицают наличие общего, единого прогресса человеческого общества. Рассматривают развитие общества как существование самостоятельныхлокальных цивилизаций (культур), сменяющих друг друга на протяжении истории существования человечества, и не связанных непосредственно между собой.
6.1. Теория «Исторического круговорота»
Автор - Джамбатиста Вико (1668-1744), итальянский философ.
Работа «Основания новой науки об общей природе наций»
1. Бог запускает в движение человеческое общество. Затем оно уже развивается в силу своих внутренних закономерных причин.
2. Каждый народ (нация), подобно человеку проходит в своем развитии 3 эпохи (этапа): божественную, героическую и человеческую (соответственно, детство, юность, зрелость).
3. Смена эпох – путем общественных переворотов (социальная революция).
4. Цикл развития завершается общим кризисом и распадом данного общества.
5. Государство возникло для обуздания интересов различных классов.
Положительные идеи теории Вико:
Наличие в истории общества прогресса и закономерностей развития.