К. Маркс. Согласно Карлу Марксу частная собственность на средствапроизводства (то благодаря чему можно преобразовывать природу — например, инструменты или целые

Согласно Карлу Марксу частная собственность на средствапроизводства (то благодаря чему можно преобразовывать природу — например, инструменты или целые фабрики, дороги, сырье) приводит к разделению общества на классы.

На основании учения Маркса Ленин дает определение классов. Это «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин.В.И. Великий почин).

Получается два основных класса: собственники средств производства и те, кто вынуждены на них работать.

Если первобытно-общинное общество в котором не было частной собственности было бесклассовым, то последующие экономические стадии общества являются классовыми. В рабовладельческом обществе - класс рабовладельцев и рабов, в феодальном — феодалов и крестьян, в капиталистическом — буржуазии и пролетариата.

Обществом будущего должен стать коммунизм (от лат. commūnis — «общий»), где не будет частной собственности на средства производства (они должны принадлежать всему обществу) и соответственно исчезнет классовое деление.

формации первобытно-общинная рабовла-дельческая феодальная капиталис-тическая коммунизм
вид собственности на средства производства общественная частная частная частная общественная
основные классы нет рабы рабовладельцы феодалы крестьяне буржуазия пролетариат нет

С частной собственностью связана идея Маркса об отчуждении труда.

Неравномерное распределение благ, сосредоточение средств производства у одних, приводит к тому, что эксплуатируемый класс вынуждается работать для того, чтобы выжить, и при этом отрывается от результатов своего труда. Это противоречит творческой сущности человека (когда он трудится в удовольствие, побуждаемый собственными интересам).

Например, если студентку Василису вынуждают ходить на уроки физкультуры, то она может чувствовать отчуждение, занимаясь физической активностью не ради себя, а по принуждению. Не говоря уж о каких-нибудь навязываемых хозяйственных работах, будь то прополка или покраска.

Маркс: «…труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя» (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года)

Казалось бы, наоборот, частная собственность должна обеспечить человека свободой творчества и деятельности. Но это доступно лишь классу собственников, да и они по Марксу являются заложниками экономической системы, где необходимо поддерживать конкурентоспособность и извлекать прибыль. Остальные же обречены на рабский и противный им труд.

Маркс развивает проблему отчуждения вслед за немецким философом Людвигом Фейербахом, который анализировал религиозное отчуждение. Согласно Фейербаху человек сам порождает бога, наделяет его могуществом и начинает зависеть от него и поклоняться ему. То есть человек отчуждает от себя какие-то собственные качества в пользу бога.

Маркс замечает: «Религия – есть опиум народа» (Маркс К. К критике гегелевской философии права) т.е. обезболивающее, то, что облегчает тяжелую жизнь людей.

Маркс видит религиозное отчуждение как следствие экономического.

Особенностью философии Маркса является то, что экономические процессы являются базисом общества, а политическая, духовная и другие сферы общества являются надстройкой, т.е. религия, искусство, государственное устройство зависят от экономического уклада общества. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: