Обзор худ-ной прозы Бунина в эмиграции. «Жизнь Арсеньева» как новый тип романа. Концепция любви в поздних произ-ях Б. («Митина любовь», цикл новелл «Темные аллеи»)

Нравственно – философ-ое содержание рассказов И. Бунина «Братья», «Г-н из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Роль символич. деталей в раскрытии замысла автора.

В середине 10х годов во время первой мировой войны Б. отходит от рус. темы и становится более философски обобщённой. Б. размышляет о судьбах чел-ва, об общности людей независимо от цивилизации.

События первой мировой войны потрясают Б. Однако, рас-зов на эту тему не много: «Последняя осень», «Последняя весна». Б. задумывается о том, как беззащитен и хрупок мир. Но главная мысль Б. всё-таки наполнена философским смыслом.

К числу лучших насыщенных философ. смыслом относятся след. рассказы: «Братья», «Сны Чанга», «Г-н из Сан-Франциско».

В 10е г. побывал на острове Цейлон и написал рас-з «Братья». Размышляет о смысле чел-кого существования и о гибельности страстей.

Содержит увлечение буддизмом. Один из глав. героев – юноша Рикша, кот-ый после смерти отца продолжает его дело. Б. коснулся природного чел-ка. Они живут, как жили их предки. Отец умирает на закате солнца.

Юноша по-своему красив и молод. Др. сторона жизни юноши связана с любовью. Он влюблён в соседскую девушку. В один из дней она куда-то пропадает. Юноша возит англичанина по Коломбо. Рас-з удивляет, радует чит-ля огромным кол-вом сопутствующих деталей (описание природы, климата), но эта щедрая изобразит-ость не затмевает глав. – страсти. Для юноши гибельной оказыв-ся любовь. В этот день в окне одного из известных домов он увидел свою возлюбленную. Отец продал её в публичное рабство.

Б. не даёт герою способности произносить длинные монологи, автор сам комментирует поведение героя. Герой совершает действие, а автор их объясняет.

Юноша погибает, когда любовь у него отняли.

2ая история – история англичанина, кот-ый прибыл на остров по делам, но болезнь печени, жара заставляет его раньше времени покинуть остров. Не желая дождаться пассажирского судна, напрашивается на рос-кое торговое судно. Он исповедуется капитану корабля. Происходит самораскрытие, он даёт себе суровую харак-ку. Из слов англичанина можно понять, что он гибнет. В нём гибнет чел-к, личность и гибнет из-за страстей (пресыщенность, деньги, власть, насилие над др. людьми). Это страсти ведущие к саморазрушению чел-а.

Рас-з называется «Братья» не случайно. Герои не явл. братьями по крови. Здесь переносный смысл. Они сближены тем, что страсти диктуют для них судьбу. Юноша гибнет в прямом смысле, а англичанин продолжает жить. Он умер в психологическом смысле.

«Г-н из С-Ф» (1915 г) – рас-з-притча.

Глав. герой – 58-летний миллионер из США. У него даже нет имени. Он путешествует с женой и дочерью на пароходе «Атлантида» из США в Италию. У Б. «Атлантида» – своего рода символич-ая модель совр. буржуазного мира и цивилизации. Здесь собраны представители разных классов и слоёв.

С-Ф было названо в честь святого Франциска. Г-н – полная противоположность этому святому.

Б. подчёркивает, что в мире таких людей как г-н из С-Ф цариц скука, пресыщенность, к-ые ведут к утомлённости.

Б. повторяет одни и те же детали. Приём повтора харак-ет мир богатых, где нет ярких чувств, подлинной радости. Постепенно начинает звучать тема надвигающейся смерти. #, внешность г-на – подчёркивается желтоватый цвет лица, голый череп. Тема смерти усиливается, когда мы видим как он собирается к обеду уже в гостинице. Смерть представлена с физиологическими подробностями. Б. как бы касается категории безобразного. В г-не из С-Ф нет ничего духовного. Он, отправляясь в путешествие, не стремится познать мировые ценности. Он хочет насладиться молодыми итальяночками. Заурядность, пошлость распространяется и вокруг г-на из С-Ф. Даже этот чел-к заслуживает почтения после смерти. Умирая он уже не вызывает к себе ни почтения, ни преклонения перед собственным богатством, даже унижения после смерти. Ни хозяин гостиницы, ни капитан корабля не хотят, чтобы окружающие знали о смерти г-на из С-Ф. Его тело отправляется обратно в трюме в ящике из-под содовой.

Миру г-на противопоставляется мир простых людей (старик Лоренцо живёт в ладу с природой; абруццкие горцы спускаются с горы, радуются солнцу, останавливаются перед изображением Мадонны, к-ая вставлена в виде статуи в Гроте (они и католики, и язычники)).

Произ-е интересно рядом символич. деталей. Океан – грозит бедой, совр. окружающий мир. Символичен образ дьявола в Гибралтарском проливе, к-ый наблюдает за пароходом. Символична фигура молодой пары, к-ые изображают влюблённых (спец. наняты для этого).

Находясь в состоянии поиска Б. задумывается о новом жанре, о новой форме своих произ-ий и говорит о Флобере и желании написать в духе Флобера, где слились бы воспоминания, события, излить свою душу.

Проходит время и такая книга создается. «Жизнь Арсеньева» – лирич-ая энциклопедия о себе, России, народе; написана в духе Флобера. Создавалась с сер. 20х гг. до сер. 30х гг., в течение 10 лет. Состоит из 5 книг. Жанр точно определить нельзя: роман, книга, автобиогр. роман, лирико-философ-ий роман.

В произ-ии заметны черты автобиогр-ого ром., однако, сам Б. против этого протестовал. Однако только лишь к автобиогр. ром. сводить невозможно, потому что в ром. много лирико-философ-их размышлений, много признаний в любви к дворянству. Ходасевич наз-ет роман автобиографией вымышленного лица. О.Михайлов наз-л ром. «обширным лирико-философ-им монологом», ведь произ-е написано от 1ого лица. Ю.Мальцев наз-ет ром. – феноменологическим.

Глав. мир – мир души. Арсеньев – чел-к особого склада, у него замкнутый хар-р.

Личное биограф-ое перерастает в совр-сть. Главным явл. идея о бездомности, бесцельности существования. Глав. явл. любовь.

Воспоминания о рос-ких раздольях, парках, людях.

В книге «Лика» (5-ая) сформирована Б-ая концепция любви. Размышляет о любви – страсти, имеющее свое продолжение в памяти. Отказывает любви и страсти в семейно-бытовых отн-ях. Потеряв любовь и пережив смерть, он начинает любить ее так, как не любил при жизни.

«Митина любовь» (1924-25 гг.) – лирико-философ. повесть о запутавшемся в своих чув-вах юноше, к-ый заканчивает жизнь самоубийством.

А.Горелов называл это произ-е «реквием любви».

Горький отказал Б. в оригинальности произ-я. Он считает, что Б. переписал «Крейцерову сонату» Толстого под названием «Митина любовь».

Митя и Катя любят друг друга. Действие происходит в Москве. Это придает больше достоверности.

Митя – герой максималист в области чув-в. Герой-титан, потому что чув-ва очень глубоки.

Катя учится на актрису. Чув-во восторга и любви к Кати осложняется Митиной ревностью.

На выпускном Катя читает стих-е Блока «Девушка пела в церковном хоре». Катя посвящает себя лжеис-ву.

В произ-ии многие герои говорят о любви: Протасов – как идеолог, Катина мама – нет любви без ревности, Катя – повторяет чужие слова и мысли. Митя не знает что такое любовь-радость или мука.

Мысль о гибельности желания.

Кульминация – сцена прощания на вокзале.

Митя в усадьбе среди родных.

Староста толкает его на свидание с деревенской замужней девушкой Аленкой. Он соглашается, потому что она напоминает ему Катю.

Муки Мити усугубляются письмом Кати. Она пишет, что предала его.

Сильно романтич. начало в герое.

Цикл «Темные аллеи» – 38 новелл о любви (воспоминания о любви). Истории оставшиеся в памяти пис-ля. Сборник создавался в 38-39 гг., когда началась мировая война. Писал о вечном, любовь – синоним жизни. Истории неспокойного чув-ва. Сборник писался в то время, когда очень тяжело жилось рус. эмигрантам.

Весь цикл был опубликован во Франции в 1946 г. Отдельные новеллы были опубликованы в США.

Признаки новелл: небольшой V произ-ий, неожиданный поворот сюжета.

Смысл названия: темное начало, содержание любви.

Многие герои цикла вспоминают прошлое эмоционально, с болью, с сожалением и эти исповеди позволяют восполнить недостающие звенья истории.

«Натали» – одна из лучших новелл. Она являет Б-ую концепцию любви-страсти. Герой приезжает в гости к дяде в поместье. Возникает любовь м/у героем и его кузиной Соней. Натали – подруга Сони, ее противоположность. Герой начинает тянуться к Натали, он робеет перед ней. Натали во время грозы видит обнимающихся Соню и Мещерского. Ч/з много лет Натали встречается с Мещерским, она жена одного из родственников Мещерского.

Они встречаются на похоронах мужа Натали. Они все еще любят друг друга. Натали становится тайной женой Мещерского. У Мещерского до встречи с Натали была связь с крестьянкой, к-ая родила ему реб-ка. Крестьянка пригрозила ему, что если он жениться на ком-н., то она убьет себя и реб-ка.

«Чистый понедельник». За первым планом повествования скрыт сюжетный смысл. Место действия – Москва. Историч. имена вплетаются в лит. сюжет. Он и она – яркая пара.

Перед нами героиня, к-ая находится перед ситуацией выбора. Образ России находящейся в ситуации выбора. Мысль о России как особой стране.

Героиня рус. душой, но в ней много и не рус.

Глав. мысль – Россия будет укрепляться как гос-во, идя по пути православия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: