double arrow

Виды и формы ФК. . Государственный (муниципальный) ФК. Органы его осуществляющие

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФК. ЭЛЕМЕНТЫ ФК.

Негосударственный ФК.

Государственный (муниципальный) ФК. Органы его осуществляющие.

Методы ФК.

ФК – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных организаций за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

ФК включает 2 аспекта: обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности, т.е.

I. Контроль за соблюдением финансового законодательства (норм права) в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

II. Оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

ФК – это форма реализации контрольной функции финансов.

Содержание ФК можно раскрыть через его цель, задачи и элементы контроля.

Основными задачами финансового контроля являются:

• обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

• выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

• соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

• повышение эффективности финансовой политики государства.

Элементы ФК:

1. Объект контроля

2. Субъект контроля

3. Предмет контроля

4. Принципы

5. Методы

6. Процесс контроля

7. Информационное, правовое и методическое обеспечение контроля

8. Ответственность за нарушение финансового законодательства

ОБЪЕКТ ФК – финансовая деятельность экономических субъектов, то есть все денежные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

СУБЪЕКТ ФК – специально уполномоченные органы (органы государственной власти и местного самоуправления, некоммерческие организации и отдельные квалифицированные специалисты, наделенные соответствующими полномочиями по проверке соблюдения законодательства).

ПРЕДМЕТ – это все стоимостные показатели (доходы, расходы, прибыль, с/с, налоговые платежи).

ФК осуществляется на основе определенных принципов:

- независимость

- законность

- объективность

- принцип гласности

- разграничение функций и полномочий контрольных органов

Указанные принципы выработаны мировой практикой и закреплены в ЛИМСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ руководящих принципов контроля (1977 г.).

Важную роль в обеспечении качества ФК играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, налогового, бюджетного, управленческого) и соблюдение финансовой дисциплины.

ФИНАНСОВАЯ ДИСЦИПЛИНА – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства.

Порядок ведения хозяйственной деятельности определен нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями.

Нарушение финансовой дисциплины (финансового законодательства) влечет за собой применение ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной).

Меры ответственности установлены законодательством. Они применяются органами государственной власти, должностными лицами при наличии определенных оснований.

Основания: различные виды финансовых правонарушений, в том числе нецелевое использование бюджетных средств, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата налогов в бюджет и др.

Пример:

Финансовые правонарушения: 1) непредставление в налоговые органы декларации по НДС в сроки, установленные законодательством ст.119 гл. 16 НК

Финансовые санкции: штраф в размере 5% от суммы налога, но не более 30 % и не менее 100 рублей; 2) посмотрите самостоятельно: БК, НК РФ

К ФИНАНСОВЫМ САНКЦИЯМ относятся меры принуждения, выраженные в денежной форме, в том числе бюджетные, налоговые, административные.

Основной целью применения финансовых санкций является сокращение или предупреждение финансовых нарушений.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства, хозяйствующих субъектов и населения.

В экономически развитых станах ФК делится на 2 сферы в зависимости от субъектов осуществляющих контроль.

Государственный (муниципальный) ФК:

· Общегосударственный

· Муниципальный

· Ведомственный

· Специальный

Негосударственный ФК:

· Внутрихозяйственный (внутрифирменный ФК)

· Контроль со стороны кредитных организаций

· Общественный

· Независимый (аудиторский)

Общегосударственный контроль осуществляется Высшими органами власти и управления (Президент, Федеральное Собрание, Правительство)

Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными органами министерств и ведомств за деятельностью подотчетных служб и агентств.

Специальный осуществляется налоговыми органами, органами страхового надзора, банковского надзора, то есть специально созданными организациями.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов контроля.

Общественный контроль проводится гражданами, общественными организациями и объединениями.

Независимый контроль проводится специальными организациями или отдельными квалифицированными специалистами (аудиторские организации).

По объектам контроля выделяют:

· бюджетный

· налоговый

· страховой

· валютный

· кредитный

· таможенный

· инвестиционный

· контроль за денежной массой

Совокупность контрольных действий может быть выражена в той или иной форме:

I. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕГЛАМЕНТА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ:

· Обязательный контроль, установленный законодательно (страховые организации, кредитные организации)

· Инициативный контроль

II. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА НА ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ:

· Внешний

· Внутренний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: