Теория рынка

Теория рынка.

Рынок - механизм, с помощью которого реализуются отношения обмена между субъектами экономики.

Характерные черты рынка:

1. Наличие разнообразных форм частной собственности.

2. Экономическая свобода. (Свобода выбора потребителей).

3. Конкуренция между субъектами экономики.

4. Эффективность хоз деятельности.

5. Договорные отношения между субъектами экономики.

6. Наличие инфраструктуры. (Банки, биржи).

Функции рынка:

1. Посредническая. (Соединяет продавцов и покупателей).

2. Информирующая. (Рынок предоставляет субъектам, ту инфо, которая необходима им для взаимодействия)

3. Регулирующая. (Механизм рыночного ценообразования).

4. Оздаравливающая. (Санирующая. Рыночная конкуренция)

На рынке действуют две основные силы: спрос на товар и предложение товара.

Спрос на товар – потребность в товаре, подкрепленная деньгами. Платежеспособная потребность субъекта. Величина спроса – то кол-во товара, которая покупатели готовы приобрести на рынке по данной цене, в данный момент.

Закон спроса: с ростом цены товара спрос него снижается. Если цена падает спрос растет. Исключение: товары первой необходимости. Товары Гиффенна (товары первой необходимости) кривая спроса.

Не ценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Мода, вкусы, личные предпочтения.

2. Доход покупателей. (Если доход повышается, то повышается спрос на качественные товары, а на низкокачественные снижается).

3. Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые (употребляются совместно зубная щетка - паста) товары. Взаимозаменяемые товары (субституты) похожие по свойства, удовлетворяют одну и туже потребность.

4. Количество покупателей товара.

5. Ожидание покупателей.

Под действием не ценовых факторов кривая спроса перемещается вправо, если спрос растет и влево, если падает.

Предложение товара (величина предложения): то кол-во товара, которое производители готовы поставить на рынок, при данной цене в данный момент.

Закон: с ростом цены товара его предложение увеличивается. (Прямая зависимость)

Не ценовые факторы, влияющие на предложение товара:

1. Цены на ресурсы (издержки производства). Если цены на ресурсы растут, то это значит повышение издержек и понижение предложения товара.

2. Налоги и дотации (субсидии, финн помощь). Если гос повышает налоги, то снижается предложение товара.

3. Технология производства.

4. Количество производителей товара.

5. Ожидание производителей.

Под действием не ценовых факторов кривая предложения товара перемещается вправо, если предложение растет и влево, если падает.

Рыночное равновесие – ситуация равенства, спроса на товар и его предложения, при определенном уровне цен.

Нарушение рыночного равновесия происходит, если спрос или\и предложение товара меняются под действием не ценовых факторов.

1. нарушение равновесия со стороны спроса (рис 1)

2. нарушение со стооры пердложения. Рис 2

3. нарушение равновесиясо стороны спроса и предложенияспроси и предложение повысились рис 3.меняется только объем. цена та же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: