Концентрация продавцов на рынке

Рыночное поведение олигополиста

Минусы

Монополистическая конкуренция

Цели регулирования

Цена, обеспечивающая справедливую прибыль (такой ценой является цена, устанавливаемая на уровне Р = АС).

Особенности монополистической конкуренции:

В долгосрочном периоде в состоянии равновесия все фирмы отрасли получают нулевую прибыль.

Поэтому стремясь увеличить прибыль они будут повышать дифференциацию своей продукции (неценовая конкуренция).

Пути увеличения дифференциации продукции:

ž изменение или улучшение качества товара;

ž реклама товара (главная форма неценовой конкуренции)

Реклама:

Плюсы:

- помогает потребителям познакомится с новой продукцией;

- финансирует средства массовой информации;

- усиливает конкуренцию и ослабляет монопольную власть.

- часто бывает необъективной;

- вызывает неоправданно высокие расходы потребителей;

- создаёт финансовые барьеры для вступления в отрасль.

Признаки олигополии:

1) В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм;

2) Доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3) Продукт олигополии может быть как однородным, так и дифференцированным;

4) Вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5) Кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

ž отражает относительную величину и количество, действующих в отрасли (чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации)

ž Измеряется с помощью индекса Херфиндаля – Хиршмана (сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке), который принимает значения от 0 (для совершенной конкуренции) до 1 (для чистой монополии), если в %, то от 0 до 10000

Главная черта олигополии как рыночной структуры состоит в существовании олигополистической взаимосвязи

Причины формирования олигополии:

1. Эффект масштаба, позволяет сократить издержки производителя на единицу продукции;

2. Барьеры для вступления на рынок (необходимо обладать стратегическим сырьем);

3. Преимущество слияния.

Олигополистическое поведение на рынке:

ž олигополия, основанная на согласовании (согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах);

ž олигополия доминирующей фирмы (лидерство в ценах);

ž открытое соперничество (ценовая война)

Виды соглашений:

ž открытое соглашение

( результатом открытого, официально оформленного соглашения является картель);

ž тайный сговор

Картель - это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска продукции.

Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию.

Любое соглашение не может существовать длительное время

Препятствия к тайному сговору:

Ø Большое число фирм в отрасли делает сложным соглашение в ценах

Ø Мошенничество одного из нескольких участников сговора в виде представления ценовых скидок с целью получения дополнительного дохода

Ø Возможное вступление в отрасль новых фирм, привлеченных повысившимися ценами и прибылями

Ø Спад деловой активности, сокращающий рынки и вызывающий рост средних издержек (АС)

Ø Правовые препятствия.

Лидерство в ценах:

ž подразумевает отказ от явной ценовой конкуренции.

ž фирмы - олигополисты данной отрасли в формировании и изменении своих цен ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером

Ценовая война - это цикл последовательных снижений цены на олигополистическом рынке соперничающими фирмами.

ž продолжается до тех пор, пока цена не снизится до уровня средних издержек, так как снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам.

Определение цены товара и объёма выпуска в долгосрочном периоде

ž Осуществляется с помощью модели ломаной кривой спроса.

ž Наклон линии спроса на продукцию данного олигополиста определяется не только предпочтениями потребителей, но реакцией на то или иное его действие со стороны других монополистов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: