Мексика

  • Увеличение потока инвестиций;
  • Успешное выполнение экономических реформ;
  • Обеспечение надежного доступа на крупнейшие в мире рынки.

В 2009г. В НАФТе подвели промежуточные результаты:


«+»:

1. рост взаимной торговли

2. унификация законодательства (стали вырабатывать общие правила: экологическое и трудовое законодательство);

3. вырос уровень развития стран-участниц НАФТы:

- рост уровня жизни

- увеличение макроэкоомических показателей.

«-»:

1. нелегальная миграция из Мексики.

2. дифференциация стран внутри НАФТы усиливается, т.к. в НАФТе над национальные органы неэффективны.


Через 10-15 лет НАФТА сможет стать единым континентальным рынком.

МЕРКОСУР

  • Общий рынок стран Южного конуса (1991 год) – Общий рынок Юга;
  • Состав: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай.
  • Конечная цель: создание общего рынка четырех стран.
  • МЕРКОСУР является крупнейшим интеграционным союзом стран Латинской Америки с населением 250 млн. человек, территорией 12 млн. кв. км., суммарным ВВП
  • 2 трлн. долл. и экспортом 278 млрд. долл.

Структура органов МЕРКОСУР

  • Совет общего рынка – высший орган в составе министров иностранных дел;
  • Группа общего рынка – исполнительный орган;
  • Комиссия по торговле;
  • Секретариат МЕРКОСУР;
  • Парламент МЕРКОСУР;
  • Постоянный ревизионный суд.

Этапы развития

Первый (1991 – 1998 гг.) – президенты четырех стран Южной Америки подписали Асунсьонский договор о создании данного объединения. Договор предусматривал создание Зоны свободной торговли и образование таможенного союза к 31 декабря 1994 г. В 1995 г. была в основном реализована программа либерализации взаимной торговли.

В результате была полностью освобождена от тарифов и прочих барьеров торговля 90% товаров. Странам –участницам удалось выработать единый внешний тариф (на 85% товаров). 17 декабря 1994 г. объявили о создании первого в Южной Америке Таможенного союза с многочисленными исключениями.

В 1996 г. К МЕРКОСУР присоединились Боливия и Чили на правах ассоциированных участников, подписав соглашение о свободной торговле.

В 1991-1998 годах заметно интенсифицировались торговые и инвестиционные потоки. Резко вырос приток иностранных инвестиций в страны объединения.

Второй этап (1999-2002гг.) – процесс интеграции в МЕРКОСУР замедлился в связи с экономическими трудностями в Аргентине и Бразилии, сократилась взаимная торговля, страны отошли от многих совместных договоренностей.

Направления реформирования:

В 2002 г. Совет общего рынка принял план действий «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР».

  • Укрепление макроэкономической координации;
  • Усовершенствование механизма решения споров;
  • Разработка мер по укреплению торговой дисциплины.

Современный этап

  • С 2003 г. в связи с улучшением мирового рынка, восстановлением и подъемом экономики в странах МЕРКОСУР.
  • Характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, с другой – усилением разногласий по поводу развития интеграции.

Расширение МЕРКОСУР

§ В 2003 г. между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор) было заключено соглашение о совместной Южноамериканской зоне свободной торговли и взаимном ассоциированном участии.

§ В 2005 г. Венесуэла подала заявку о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного участника. В 2006 г. был подписан соответствующий протокол о поэтапном введении Венесуэлой единого внешнего тарифа и устранение списков исключений из режима свободной торговли к 2014 году.

§ В 2006 г. заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного участника подала Боливия. Переговоры о вступлении Боливии пока затягиваются, но если данный вопрос будет решен положительно, следующим кандидатом в полноправные участники станет Эквадор.

Положительные результаты

§ Рост влияния группировки в мире;

§ Прогресс в социальной сфере (борьба с бедностью, развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства);

§ Создание Гарантийного фонда для поддержки мелких и средних предприятий.

§ В 2008 г. Бразилия и Аргентина подписали соглашение о создании системы торговых платежей в национальных валютах (реал и песо);

§ В 2009 г. Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о введении с 2010 г. общей денежной единицы «сукре» сначала как виртуальной единицы, а через 5 лет – в качестве региональной валюты.

Проблемы

§ Усиление идеологических и политических разногласий;

§ Усиление соперничества за лидерство в МЕРКОСУР;

§ Отсутствие единого таможенного кодекса и единого таможенного пространства;

§ Определенное количество товаров во взаимной торговле пока не освобождены от таможенных пошлин;

§ Отсутствие общей торговой политики, единых норм защиты торговли;

§ Противоречия между малыми и крупными странами МЕРКОСУР;

§ Для Бразилии по мере развития ее экономики зональный рынок теряет значение (в 2008 г. бразильский экспорт в страны МЕРКОСУР составил 11% ее общего экспорта).

МЕРКОСУР переживает сложные времена. Наряду с существенным прогрессом в экономическом развитии стран – участниц, наблюдается нарастание экономических и политических разногласий. Создание общего рынка остается отдаленной и малореальной целью.

АСЕАН

  • Ассоциация стран Юга - Восточной Азии (1967 год)
  • Состав:10 стран;
  • Цель (1992 г.): к 2010 году создать зону свободной торговли между странами АСЕАН (АФТА).

Промежуточные итоги

§ В 2000г. была сформирована зона свободной торговли между шестью странами АСЕАН.

§ В 2003г. к данной зоне свободной торговли присоединился Вьетнам;

§ Либерализация взаимных инвестиций и развитие экономического сотрудничества.

Динамика

§ С 1980 по 2010 год доля внутри региональной торговли в зоне АСЕАН увеличилась с 17,9% до 25,4%.

§ По этому показателю Ассоциация занимает третье место среди всех экономических объединений мира и первое – среди группировок развивающихся стран.

§ В 1997 г. выработана концепция создания Экономического сообщества АСЕАН (ЭС АСЕАН).

§ В 2003 г. принято решение о формировании ЭС АСЕАН к 2020 г.

§ В 2007 г. принят детальный План реализации ЭС АСЕАН.

§ Движение в сторону ЭС АСЕАН будет разноскоростным: отсталым странам дана возможность воспользоваться оговоренными задержками.

КАФТА

  • 1 января 2010 г. официально открыта зона свободной торговли Китая и АСЕАН – КАФТА.
  • КАФТА – это самая крупная зона свободной торговли в Третьем мире. Население стран-участниц составляет 1,9 млн. человек, ВВП – почти 6 трлн. долл., внешний торговый оборот – 4,5 трлн. долл.

Возможности

  • Увеличение взаимного товарооборота;
  • Стимул для других стран к более активному участию в региональной интеграции;
  • Поступательный рост экономик стран-участниц.

Проблемы

  • Выгоды стран-участниц будут не одинаковыми;
  • Негативное влияние на выращивание основных сельско-хозяйственных культур;
  • Слабое понимание бизнесом преимуществ участия в ЗСТ.

Промежуточный эффект

  • АСЕАН, опередив Японию, стала третьим крупнейшим торговым партнером Китая;
  • Инвестиционная сфера демонстрирует быстрый рост, особенно в части растущего вывоза капитала из Китая;
  • Сформированы автодорожные коридоры, улучшено состояние автотрасс.

АСЕАН + 3

предполагает создание Восточноазиатской зоны свободной торговли в составе 10 государств АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея на основе поэтапного подписания соглашений между АСЕАН и отдельными странами Северо-Восточной Азии.

АСЕАН + 6

предполагает подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита.

Состав: АСЕАН, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индия.

АТЭС

§ Форум Азиатско – Тихоокеанское экономическое сотрудничество – образован в 1989 г. как первая региональная межправительственная экономическая организация.

§ Состав: 21 страна;

§ В 1998 г. принято решение о введении десятилетнего моратория на дальнейшее расширение состава АТЭС.

Цель АТЭС

Сеульская декларация (1991г.):

  • Содействие экономическому росту стран;
  • Укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости государств;
  • Проведение торговой и инвестиционной либерализации.
  • В странах АТЭС проживает более 2,7 млрд. человек и производится примерно 55% мирового ВВП. Удельный вес АТЭС в международной торговле в последние 10 лет колебался в пределах 44-49%. Внешнеторговый оборот группировки вырос в 2008 г. по сравнению с 2000 г. почти в 2,3 раза.

Структура АТЭС

  • Руководящий орган – ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств.
  • Для выполнения административно-технических функций учрежден Секретариат Форума.
  • В 1995 г. создан Деловой консультативный совет (неправительственная организация).

Этапы развития

§ 1989-1992г. Процесс становления Форума;

§ 1993-1997г. АТЭС динамично развивался благодаря принятым Богорским решениям (1994 г.) о формировании зоны свободной торговли и инвестиций к 2010-2020гг.;

§ 1998-2008г. большинство инициатив не были выполнены из-за азиатского кризиса.

Современный этап

§ Начался с 2009г. и связан с формированием зоны свободной торговли в регионе под влиянием американской дипломатии.

§ Первый план формирования ЗСТ был определен Богорской целью в 1994г.;

§ Вторым планом стал проект ЗСТ, предложенный Консультативным советом АТЭС и принятый на Ханойском саммите в 2006г.

Направления деятельности

§ Либерализация торговли и инвестиций;

§ Создание благоприятных условий для развития бизнеса;

§ Экономическое и техническое сотрудничество;

§ Формирование зон преференциального, интеграционного сотрудничества.

Проблемы

§ Огромная экономическая, политическая и культурологическая дифференциация стран-участниц;

§ Торгово- политическая активность по линии азиатские страны АТЭС – американские страны АТЭС остается достаточно низкой;

§ Степень либерализации взаимной торговли в АТЭС невелика.

Перспективы

В 2005 г. была принята Пусанская среднесрочная повестка по оценке прогресса в отношении Богорской цели. Было заявлено, что АТЭС существенно продвинулся по пути экономического роста на основе либерализации торговли и инвестиций. Однако перечисленные достижения АТЭС минимальны. ЗСТ для развитых государств Форума к 2010 г. не была создана.

Россия и АТЭС

  • В 1995 году Правительство России направило в Секретариат АТЭС заявку на присоединение к этой организации.
  • В 1998 году Россия присоединилась к Форуму.
  • В 2000 году принята Концепция участия России в Форуме АТЭС.

Сферы сотрудничества

  • Наращивание объемов хозяйственного сотрудничества;
  • Активное использование импорта и привлечения инвестиций из стран АТЭС
  • Укрепление политического присутствия России в АТЭС;
  • Активизация российского участия на ключевых направлениях деятельности Форума.

3. СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: