- Увеличение потока инвестиций;
- Успешное выполнение экономических реформ;
- Обеспечение надежного доступа на крупнейшие в мире рынки.
В 2009г. В НАФТе подвели промежуточные результаты:
«+»:
1. рост взаимной торговли
2. унификация законодательства (стали вырабатывать общие правила: экологическое и трудовое законодательство);
3. вырос уровень развития стран-участниц НАФТы:
- рост уровня жизни
- увеличение макроэкоомических показателей.
«-»:
1. нелегальная миграция из Мексики.
2. дифференциация стран внутри НАФТы усиливается, т.к. в НАФТе над национальные органы неэффективны.
Через 10-15 лет НАФТА сможет стать единым континентальным рынком.
МЕРКОСУР
- Общий рынок стран Южного конуса (1991 год) – Общий рынок Юга;
- Состав: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай.
- Конечная цель: создание общего рынка четырех стран.
- МЕРКОСУР является крупнейшим интеграционным союзом стран Латинской Америки с населением 250 млн. человек, территорией 12 млн. кв. км., суммарным ВВП
- 2 трлн. долл. и экспортом 278 млрд. долл.
Структура органов МЕРКОСУР
|
|
- Совет общего рынка – высший орган в составе министров иностранных дел;
- Группа общего рынка – исполнительный орган;
- Комиссия по торговле;
- Секретариат МЕРКОСУР;
- Парламент МЕРКОСУР;
- Постоянный ревизионный суд.
Этапы развития
Первый (1991 – 1998 гг.) – президенты четырех стран Южной Америки подписали Асунсьонский договор о создании данного объединения. Договор предусматривал создание Зоны свободной торговли и образование таможенного союза к 31 декабря 1994 г. В 1995 г. была в основном реализована программа либерализации взаимной торговли.
В результате была полностью освобождена от тарифов и прочих барьеров торговля 90% товаров. Странам –участницам удалось выработать единый внешний тариф (на 85% товаров). 17 декабря 1994 г. объявили о создании первого в Южной Америке Таможенного союза с многочисленными исключениями.
В 1996 г. К МЕРКОСУР присоединились Боливия и Чили на правах ассоциированных участников, подписав соглашение о свободной торговле.
В 1991-1998 годах заметно интенсифицировались торговые и инвестиционные потоки. Резко вырос приток иностранных инвестиций в страны объединения.
Второй этап (1999-2002гг.) – процесс интеграции в МЕРКОСУР замедлился в связи с экономическими трудностями в Аргентине и Бразилии, сократилась взаимная торговля, страны отошли от многих совместных договоренностей.
Направления реформирования:
В 2002 г. Совет общего рынка принял план действий «Стратегия перезапуска МЕРКОСУР».
- Укрепление макроэкономической координации;
- Усовершенствование механизма решения споров;
- Разработка мер по укреплению торговой дисциплины.
Современный этап
|
|
- С 2003 г. в связи с улучшением мирового рынка, восстановлением и подъемом экономики в странах МЕРКОСУР.
- Характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны усилиями по выявлению недостатков модели интеграции и их преодолению, с другой – усилением разногласий по поводу развития интеграции.
Расширение МЕРКОСУР
§ В 2003 г. между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций (АСН – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор) было заключено соглашение о совместной Южноамериканской зоне свободной торговли и взаимном ассоциированном участии.
§ В 2005 г. Венесуэла подала заявку о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного участника. В 2006 г. был подписан соответствующий протокол о поэтапном введении Венесуэлой единого внешнего тарифа и устранение списков исключений из режима свободной торговли к 2014 году.
§ В 2006 г. заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного участника подала Боливия. Переговоры о вступлении Боливии пока затягиваются, но если данный вопрос будет решен положительно, следующим кандидатом в полноправные участники станет Эквадор.
Положительные результаты
§ Рост влияния группировки в мире;
§ Прогресс в социальной сфере (борьба с бедностью, развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства);
§ Создание Гарантийного фонда для поддержки мелких и средних предприятий.
§ В 2008 г. Бразилия и Аргентина подписали соглашение о создании системы торговых платежей в национальных валютах (реал и песо);
§ В 2009 г. Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о введении с 2010 г. общей денежной единицы «сукре» сначала как виртуальной единицы, а через 5 лет – в качестве региональной валюты.
Проблемы
§ Усиление идеологических и политических разногласий;
§ Усиление соперничества за лидерство в МЕРКОСУР;
§ Отсутствие единого таможенного кодекса и единого таможенного пространства;
§ Определенное количество товаров во взаимной торговле пока не освобождены от таможенных пошлин;
§ Отсутствие общей торговой политики, единых норм защиты торговли;
§ Противоречия между малыми и крупными странами МЕРКОСУР;
§ Для Бразилии по мере развития ее экономики зональный рынок теряет значение (в 2008 г. бразильский экспорт в страны МЕРКОСУР составил 11% ее общего экспорта).
МЕРКОСУР переживает сложные времена. Наряду с существенным прогрессом в экономическом развитии стран – участниц, наблюдается нарастание экономических и политических разногласий. Создание общего рынка остается отдаленной и малореальной целью.
АСЕАН
- Ассоциация стран Юга - Восточной Азии (1967 год)
- Состав:10 стран;
- Цель (1992 г.): к 2010 году создать зону свободной торговли между странами АСЕАН (АФТА).
Промежуточные итоги
§ В 2000г. была сформирована зона свободной торговли между шестью странами АСЕАН.
§ В 2003г. к данной зоне свободной торговли присоединился Вьетнам;
§ Либерализация взаимных инвестиций и развитие экономического сотрудничества.
Динамика
§ С 1980 по 2010 год доля внутри региональной торговли в зоне АСЕАН увеличилась с 17,9% до 25,4%.
§ По этому показателю Ассоциация занимает третье место среди всех экономических объединений мира и первое – среди группировок развивающихся стран.
§ В 1997 г. выработана концепция создания Экономического сообщества АСЕАН (ЭС АСЕАН).
§ В 2003 г. принято решение о формировании ЭС АСЕАН к 2020 г.
§ В 2007 г. принят детальный План реализации ЭС АСЕАН.
§ Движение в сторону ЭС АСЕАН будет разноскоростным: отсталым странам дана возможность воспользоваться оговоренными задержками.
КАФТА
- 1 января 2010 г. официально открыта зона свободной торговли Китая и АСЕАН – КАФТА.
- КАФТА – это самая крупная зона свободной торговли в Третьем мире. Население стран-участниц составляет 1,9 млн. человек, ВВП – почти 6 трлн. долл., внешний торговый оборот – 4,5 трлн. долл.
Возможности
|
|
- Увеличение взаимного товарооборота;
- Стимул для других стран к более активному участию в региональной интеграции;
- Поступательный рост экономик стран-участниц.
Проблемы
- Выгоды стран-участниц будут не одинаковыми;
- Негативное влияние на выращивание основных сельско-хозяйственных культур;
- Слабое понимание бизнесом преимуществ участия в ЗСТ.
Промежуточный эффект
- АСЕАН, опередив Японию, стала третьим крупнейшим торговым партнером Китая;
- Инвестиционная сфера демонстрирует быстрый рост, особенно в части растущего вывоза капитала из Китая;
- Сформированы автодорожные коридоры, улучшено состояние автотрасс.
АСЕАН + 3
предполагает создание Восточноазиатской зоны свободной торговли в составе 10 государств АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея на основе поэтапного подписания соглашений между АСЕАН и отдельными странами Северо-Восточной Азии.
АСЕАН + 6
предполагает подписание соглашения о сближении экономического сотрудничества в Восточной Азии в целях создания зоны свободной торговли среди 16 государств-участниц Восточноазиатского саммита.
Состав: АСЕАН, Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индия.
АТЭС
§ Форум Азиатско – Тихоокеанское экономическое сотрудничество – образован в 1989 г. как первая региональная межправительственная экономическая организация.
§ Состав: 21 страна;
§ В 1998 г. принято решение о введении десятилетнего моратория на дальнейшее расширение состава АТЭС.
Цель АТЭС
Сеульская декларация (1991г.):
- Содействие экономическому росту стран;
- Укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости государств;
- Проведение торговой и инвестиционной либерализации.
- В странах АТЭС проживает более 2,7 млрд. человек и производится примерно 55% мирового ВВП. Удельный вес АТЭС в международной торговле в последние 10 лет колебался в пределах 44-49%. Внешнеторговый оборот группировки вырос в 2008 г. по сравнению с 2000 г. почти в 2,3 раза.
Структура АТЭС
|
|
- Руководящий орган – ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств.
- Для выполнения административно-технических функций учрежден Секретариат Форума.
- В 1995 г. создан Деловой консультативный совет (неправительственная организация).
Этапы развития
§ 1989-1992г. Процесс становления Форума;
§ 1993-1997г. АТЭС динамично развивался благодаря принятым Богорским решениям (1994 г.) о формировании зоны свободной торговли и инвестиций к 2010-2020гг.;
§ 1998-2008г. большинство инициатив не были выполнены из-за азиатского кризиса.
Современный этап
§ Начался с 2009г. и связан с формированием зоны свободной торговли в регионе под влиянием американской дипломатии.
§ Первый план формирования ЗСТ был определен Богорской целью в 1994г.;
§ Вторым планом стал проект ЗСТ, предложенный Консультативным советом АТЭС и принятый на Ханойском саммите в 2006г.
Направления деятельности
§ Либерализация торговли и инвестиций;
§ Создание благоприятных условий для развития бизнеса;
§ Экономическое и техническое сотрудничество;
§ Формирование зон преференциального, интеграционного сотрудничества.
Проблемы
§ Огромная экономическая, политическая и культурологическая дифференциация стран-участниц;
§ Торгово- политическая активность по линии азиатские страны АТЭС – американские страны АТЭС остается достаточно низкой;
§ Степень либерализации взаимной торговли в АТЭС невелика.
Перспективы
В 2005 г. была принята Пусанская среднесрочная повестка по оценке прогресса в отношении Богорской цели. Было заявлено, что АТЭС существенно продвинулся по пути экономического роста на основе либерализации торговли и инвестиций. Однако перечисленные достижения АТЭС минимальны. ЗСТ для развитых государств Форума к 2010 г. не была создана.
Россия и АТЭС
- В 1995 году Правительство России направило в Секретариат АТЭС заявку на присоединение к этой организации.
- В 1998 году Россия присоединилась к Форуму.
- В 2000 году принята Концепция участия России в Форуме АТЭС.
Сферы сотрудничества
- Наращивание объемов хозяйственного сотрудничества;
- Активное использование импорта и привлечения инвестиций из стран АТЭС
- Укрепление политического присутствия России в АТЭС;
- Активизация российского участия на ключевых направлениях деятельности Форума.
3. СНГ.