Конспект лекции по дисциплине

«ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Тема 1. Понятие системного анализа. Виды, типы процессов. управляемые социально-экономические и политические процессы. их свойства, особенности, классификация

Системный анализ–это методология исследования трудно наблюдаемых и труднопонимаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучение свойств этих систем и взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих и связанных между собой элементов, которые образуют некое объединение. Это объединение обладает свойствами, которые отсутствуют у составных её элементов.

Элементы – объекты, части, компоненты системы.

Свойства – качество элементов с возможностью их количественного описания.

Связи – то, что соединяет элементы между собой.

Структура – отражение наиболее устойчивых, существенных связей между элементами системы.

Состояние – феномен, выявляемый на основании диагноза или соотношений между входным воздействием и выходным результатом.

Поведение – это возможность устойчивого контролируемого перехода системы из одного состояния в другое.

Устойчивость – способность системы возвращаться в исходное состояние, после того как она была выведена из него внешним воздействием.

Развитие – это совершенствование структуры и функции системы, главным образом под влиянием внутренних факторов и с учетом внешних.

Разделение, анализ, а затем объединение и исследование системы в целом называется классификацией систем. Она осуществляется в зависимости от целей и задач общественной практики.

Основные способы классификации систем:

I. По происхождению

1) Естественные (природные);

2) Искусственные (антропогенные): классифицируются по специфике содержания

- информационные;

- социальные;

- экономические;

- технологические и др.

На Земле практически не существует в чистом виде природных систем; все они в той или иной степени подвержены антропогенезу, т.е. влиянию фактора человека. В качестве природной системы выступает система от туманностей и галактики до атома и электрона. В качестве искусственной – вся преобразованная поверхность земного шара и элементарный результат человеческой деятельности.

II. По связи с внешней средой

1) открытые;

2) относительно обособленные;

3) закрытые.

Абсолютно изолированных систем не существует.

III. По времени

1) статические;

2) динамические.

Параметры статических систем от времени не зависят, а параметры динамических - являются функцией времени. В строгом смысле слова статических систем не существует.

IV. По объективности существования

1) материальные;

2) идеальные (система знаний).

Идеальные системы – системы, сконструированные в сознании человека и имеющие определенную знаковую форму (примеры: системы математических знаний, системы формул, условные схемы, графики, музыкальные произведения и т.д.) Идеальные системы могут иметь материальную форму выражения.

V. По обусловленности действия

1) детерминированные

- обладают жёсткой однозначностью связи между причинами и следствием;

2) вероятностные

- в этих системах связь не однозначна, одной и той же причине может соответствовать один из нескольких возможных вариантов следствия. В этом случае причина и следствие связаны вероятностью.

Практически все системы являются вероятностными.

В природе не существует детерминированных систем.

VI. По месту иерархии систем

1) суперсистемы;

2) большие системы;

3) подсистемы;

4) элементы.

Для большой системы не обязательно иметь большое число элементов или связей.

Большая система – система, состоящая из совокупности подсистем. Такие подсистемы включают в себя различные уровни сложности вплоть до базовых подсистем, выполняющих основные базовые функции в системе.

Например, организм есть большая система (далее - БС), в котором базовой подсистемой является клетка.

Понятие большой системы предполагает:

1. Известность законов и закономерностей строения большой системы в достаточной степени.

2. Известность основания для порядка разбиения большой системы на подсистемы.

3. Известность границ, свойств, правил поведения существования каждой из подсистем.

4. Известность иерархии подсистем вплоть до элементарных.

Свойства больших систем, являющиеся наиболее существенными при системном анализе:

1. Целостность. Из системы не могут быть исключены элементы по произвольному желанию исследователя. Второстепенные признаки могут оказаться весьма существенными для других исследователей и для самого существа дела.

2. Делимость. Здесь весьма существенны принципы делимости – как выделять отдельные подсистемы, каков минимальный размер элементов, как описывать совокупность подсистем и элементов. Другой стороной делимости выступает систематизация и классификация.

3. Изолированность. Каждая система лишь относительно изолирована от окружающей среды. Для детального исследования этого свойства необходима информация о входах и выходах данной системы.

4. Идентифицируемость. Каждая часть подсистемы по ряду признаков может быть отделена от других частей.

5. Разнообразие. Система должна обладать набором элементов, отличающихся различными свойствами.

6. Наблюдаемость. Предполагает контролируемость входов и выходов или наблюдаемость за входными и выходными потоками.

7. Неопределенность. В каждой системе всегда неизвестны отдельные свойства, элементы, причинно – следственные связи.

8. Отображаемость – описание системы и ее свойств на языке понятий, символов, схем, моделей и т.д.

9. Нетождественность отображения системы. Любая система отображения всегда тождественна оригиналу лишь в определенной степени. Для системного анализа исключительное значение имеет количественная оценка степени этого отображения.

В целом, следует отметить, что при системном анализе система выступает, как способ решения проблемы.

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Причина этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

Например, изменения в обществе, ведущие к увеличению доли бедных в стратификационной структуре общества, могут обусловливаться несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего оптимального распределения материальных ресурсов между людьми. Постигая сложную природу пауперизации (процесса обнищания отдельных слоев населения), ученые и политики пытаются понять причину этого процесса, факторы, его формирующие, и последствия, к которым он может привести. Решение этой проблемы даже теоретически позволит определить возможные направления сдерживания этого процесса, создав необходимые условия для его фактической элиминации.

Наблюдая за происходящими в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно предсказать последствия, к которым могут привести эти изменения. Увеличение способности общества оценивать и контролировать ход своих изменений становится составным элементом социальной культуры и является важнейшим условием его устойчивости.

Социальный процесс следует отличать от социального явления — понятия в большей степени распространенного в социологической литературе. П. Сорокин так определял содержание этого понятия: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют "социальной душой", это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином "мир ценностей", в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова) — будет социальным явлением».

Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов отходит при этом на второй план. Временная обусловленность процесса особенно интересна в исследовании социально-экономических и политических процессов, где фактор времени играет большое значение и служит одним из критериев формализации, объективации процесса.

Люди непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие — создают фон для решения людьми их повседневных проблем. Это различие обусловливает процедуру актуализации текущих процессов, разбиение ее на две формы: практическую и когнитивную. Практическая актуализация процессов предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации социального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая ту или иную стратегию своего отношения к процессам, человек осознанно занижает значение одних и, напротив, усиливает значимость других, исходя из собственных представлений об этих процессах, достигнутых на основе простого жизненного опыта. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения.

Практическая актуализация выступает своеобразной формой редукции сложности действительного мира, сведение актуализированных им процессов до ограниченного перечня изменений, по отношению к которым необходимо выстроить оптимальную линию поведения. При такой тактике человек игнорирует природу процессов, протекающих вовне, причины, их вызвавшие, и даже последствия, к которым они могут привести. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий.

В условиях когнитивной актуализации фактор рефлексии за протекающими в действительности процессами выходит на первое место. Суть когнитивной актуализации заключается в определении всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий и пр. То, что для обычного человека кажется несущественным и малозначимым, для ученого, являющегося главным субъектом когнитивной актуализации, обретает особый смысл, позволяющий понять природу процесса, и в перспективе — научиться им управлять. Основными функциями когнитивной актуализации являются описание, объяснение, понимание и прогноз, выступающими в качестве ведущих инструментов научного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификационных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Такое знание позволит систематизировать информацию об актуальных событиях в обществе, определить степень их влияния на эти события, способствовать созданию соответствующих институтов, призванных регулировать и контролировать объективные процессы.

В различные периоды становления человечества представления общества о происходящих в нем изменениях существенно различались. Ученые долгое время стремились объяснить социальные явления с позиций ведущей науки своего времени. В ХУН-ХУШ веках такой дисциплиной служила механика И. Ньютона, в XIX веке — эволюционная теория Дарвина, в начале XX — теория относительности А. Эйнштейна. Используя выведенные в рамках этих теорий законы, общие принципы и терминологию, наука стремилась придать точность и законосообразность тем изменениям, участниками которых в качестве членов общества были сами ученые. Однако большинство исследователей не могло не понимать более сложной и неоднозначной природы социальных процессов.

К началу XX века сложившейся научной дисциплиной можно считать только историю. Что касается экономики, социологии, политологии и психологии, то они только ко второй четверти XX века смогли обрести статус научных дисциплин. К этому времени все названные социальные дисциплины стремились объяснить сложные общественные изменения исключительно в собственных рамках. Причиной этого являлась недостаточная развитость методологического аппарата. Такой путь безусловно обогатил наши знания о социальных процессах в разрезе соответствующих дисциплин, однако не давал возможности понять логику этих изменений, совместить воедино поставленные этими науками проблемы.

Процессы глобализации, пик которых пришелся на 70-е г. XX века, привели к качественному преобразованию сложившихся взглядов на природу социальных изменений. Как писал новосибирский экономист П. Олдак: «В 70-х гг. разворачиваются процессы, которые привели к еще большему разрушению старых представлений о границах экономического анализа. Мир сталкивается с явлениями нового порядка — связками проблем. Они имеют общую экономическую основу, но их уже нельзя объяснить с позиции одной науки. Речь идет прежде всего о глобальных проблемах: экологическая, сырьевая, продовольственная, демографическая. Это связка, цепь проблем. Вы начинаете изучать одну проблему, и за ней тянется вторая, третья, четвертая... Изучая факторы развития экономики, мы уже не можем вычленить ее из системы периферийных связей. Так мы выходим на представление о метасистеме — высшей целостности связей всех общественных структур»1.

В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии, как научных дисциплин, формулировка ими ряда базовых для них закономерностей и исследовательских принципов позволили обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать и управлять ими.

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов — социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр.

Вектор социального процесса определяется неоднородностью в положении социальных субъектов, стремящихся достичь равновесия во взаимоотношении друг с другом. В результате столкновения интересов людей проявляется действие каких-то скрытых сил, возникновение которых вызвано именно этим столкновением. Ожидаемый результат такого столкновения определяет направление вектора, оценку возможных последствий исследуемого процесса.

По мнению известного польского социолога П. Штомпки процессуальный подход к социальным проблемам приобретает в последнее время доминирующее значение. В соответствии с этим подходом общество представляется не столько в качестве объекта (группы, организации), но как своего рода «поле возможностей» социальных субъектов. Ключевой единицей анализа становится «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик»[1].

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений. Структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется на показателях силы и масштабах происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: