double arrow

Спрос, предложение на капитал (инвестиции) и сущность процента. Виды и необходимость инвестиций

Рынок капитала – это составная часть рынка факторов производства, сфера формирования спроса и предложения на капитал, аккумулирующая и перераспределяющая денежные средства, движение основного капитала, максимизирующая прибыль, поддерживающая экономические отношения и т.д.

Субъектами спроса на капитал будут выступать субъекты хозяйствования: бизнес, предприниматели, государство. Капитал пользуется спросом потому, что он производителен.

Спрос на капитал предполагает спрос не на деньги, а на инвестиционные средства, поэтому капитал в данном случае может выступать не только в виде финансирования, но и в виде капитального строительства или средств производства, материальных и нематериальных активов и т.д.

Рис. 10.2. Кривая спроса на капитал

Спрос на капитал имеет ту же конфигурацию, что и спрос на другие факторы производства. Кривая потребительского спроса на капитал представляет собой кривую, имеющую отрицательный наклон (приближающийся к оси абсцисс – величине инвестиционных средств). Спрос на капитал подчиняется закону убывающей производительности капитала, т.е. уровень доходности капитала снижается по мере роста инвестиционных средств (увеличения капитала).

Чисто внешне спрос на капитал предстает как спрос на определенную сумму денег. Но спрос на деньги как деньги и спрос на капитал в денежной форме – это не одно и тоже. Бизнес предъявляет спрос на инвестиционные средства, т.е. ему требуется определенная денежная сумма для покупки производственных фондов, капитала в физической форме. Домашние хозяйства (население) тоже предъявляют спрос на деньги, но природа этого спроса иная, она не связана с предпринимательской деятельностью (рис. 10.2). Из графика видно, что по мере роста инвестиционных средств снижается предельный продукт капитала (MPK).

Таким образом, чистая производительность капитала по мере роста инвестиционных средств убывает.

Изменение цены капитала графически показывается движением вдоль кривой спроса, а изменение неценовых факторов (например, внедрение новой технологии) сдвигает кривую спроса в пространстве – вправо или влево.

Субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, личные средства или средства юридических образований, а также средства государства.

Кривая предложения капитала аналогична кривым предложения других факторов производства, т.е. это восходящая кривая. При предоставленииинвестиционных средств домашние хозяйства упускают возможность использовать денежные средства в целях собственного бизнеса или производства, следовательно, чем больше денежных средств будет предложено в виде инвестиций, тем больше будет доля упущенных возможностей и издержек упущенных возможностей.

Кривая предложения, поэтому, является отражением издержек упущенных возможностей использования капитала (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Кривая предложения

Перенесем теперь кривую спроса и кривую предложения на один график. Так мы получили графическое изображение рынка капиталов как взаимодействие спроса и предложения (рис. 10.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: