И государственное регулирование экономики. Рыночная власть

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное регулированиеэто система норма тивных правовых актов, направленных на преодоление нега тивных сторон монополии, связанных с властью, позволяющи \ им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены

Методы антимонопольного регулирования:

1) ограничение монополизации рынка;

2) постоянный государственный мониторинг;

3) запрещение установления монополистических цен;

4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизован ных фирм.

Антимонопольное законодательство — законодатель: к i закрепленные основополагающие правила деятельности ни рынке участников хозяйственного оборота, органов государ ственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства — обес печение благоприятных условий и стимулов для развития коп куренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пут ее активизации на правовой основе, позволяющей исключи 11.


монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а так­же определение правового режима регулирования ответствен­ности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобществен­ный характер, то защита свободной конкуренции и ограниче­ние деятельности монополий являются одними из важнейших ункций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры эко-омического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы I монополией:

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совмест­ных предприятий, зон свободной торговли;

4) финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего по­ложения отдельных хозяйствующих субъектов.

В конце 1991 г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые ос­новы предупреждения, ограничения и пересечения монополи­стической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффектив­ного функционирования товарных рынков. В целях проведе­ния государственной политики по ограничению монополисти­ческой деятельности создан Государственный комитет по он шмонопольной политике (Антимонопольный комитет).

Антимонопольный комитет проводит государственную по­литику по развитию товарных рынков и конкуренции, по огра­ничению монополистической деятельности и пресечению не-коПросовестной конкуренции..

Антимонопольная политика — это комплекс государствен­ных мер (соответствующее законодательство, система налого-



обложения, денационализация, разгосударствление и привати­зация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и mi развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствую­щего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования раз­личных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четы­ре основные формы государственного регулирования (рис. 7.4)


дание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам эко­номического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Краткие выводы

1. Совершенная конкуренция — это обмен между экономи­чески состоятельными рыночными субъектами; означает, что на рынке нет продавца-монополиста, который может повлиять на цену товара.

2. Несовершенная конкуренция имеет три модели: моно­полистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Чистая монополия — это когда в отрасли имеется один произво­дитель, он может диктовать свои условия рынку. Монополисти­ческая конкуренция — это конкуренция между монополисти­ческими фирмами, продукция которых типична. Олигополия предполагает наличие крупных фирм в отрасли, каждая из кото­рых контролирует значительную долю рынка.

3. На рынке несовершенной конкуренции используются неры­ночные, запрещенные формы борьбы: финансовые махинации, шономичесий шпионаж, экономический бойкот, рэкет и т.д.

4. Антимонопольное законодательство закрепляет осново­полагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.


Обычно государство прибегает к ценовому контролю, уста навливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государстно для таких субъектов определяет территорию деятельности, кош ролирует качество продукции. Степень ограничений еще завп сит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государспи становятся организация экономического, правового и социаш. но-политического пространства для рыночного хозяйства, со i


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, неценовая и ценовая конкуренция, аутсайдер, монопольная прибыль, естественная монополия, искусственная монополия, государственные моно полии, монополистическая конкуренция, дифференциация то варов, олигополия, олигопсония, конгломераты, лидерство в ценах, монопольная власть, ценовая дискриминация, антимо нопольное законодательство, монополистические союзы, кар тель, синдикат, трест, концерн.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие виды конкуренции вам известны?

2. Какая конкуренция типична для современной рыночном экономики?

3. Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему?

4. Каковы принципы возникновения монополий?

5. Что общего и каковы различия между монополией и ол 11 гополией?

6. Как вы представляете себе естественную монополию?

7. В чем отличие несовершенной конкуренции от чистой ' Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная кои куренция?

8. Какие факторы влияют на монополистическую власть? Как влияет концентрация производства на монополистическую > власть?

9. Почему монополии прибегают к ценовой дискримипл ции? Какие условия делают ее возможной?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: конкуренция, рынок, монополия, моно


псония, олигополия, олигопсония, товаропроизводитель, кар­тель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, патент, пул, хол­динг, госрегулирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: