Антимонопольное законодательство
Антимонопольное регулирование — это система норма тивных правовых актов, направленных на преодоление нега тивных сторон монополии, связанных с властью, позволяющи \ им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены
Методы антимонопольного регулирования:
1) ограничение монополизации рынка;
2) постоянный государственный мониторинг;
3) запрещение установления монополистических цен;
4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизован ных фирм.
Антимонопольное законодательство — законодатель: к i закрепленные основополагающие правила деятельности ни рынке участников хозяйственного оборота, органов государ ственной власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства — обес печение благоприятных условий и стимулов для развития коп куренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пут ее активизации на правовой основе, позволяющей исключи 11.
монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших ункций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры эко-омического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы I монополией:
1) поощрение создания товаров-заменителей;
2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
В конце 1991 г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по он шмонопольной политике (Антимонопольный комитет).
Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пресечению не-коПросовестной конкуренции..
Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налого-
обложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и mi развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (рис. 7.4)
дание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.
Краткие выводы
1. Совершенная конкуренция — это обмен между экономически состоятельными рыночными субъектами; означает, что на рынке нет продавца-монополиста, который может повлиять на цену товара.
2. Несовершенная конкуренция имеет три модели: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Чистая монополия — это когда в отрасли имеется один производитель, он может диктовать свои условия рынку. Монополистическая конкуренция — это конкуренция между монополистическими фирмами, продукция которых типична. Олигополия предполагает наличие крупных фирм в отрасли, каждая из которых контролирует значительную долю рынка.
3. На рынке несовершенной конкуренции используются нерыночные, запрещенные формы борьбы: финансовые махинации, шономичесий шпионаж, экономический бойкот, рэкет и т.д.
4. Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, уста навливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государстно для таких субъектов определяет территорию деятельности, кош ролирует качество продукции. Степень ограничений еще завп сит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных условиях главными функциями государспи становятся организация экономического, правового и социаш. но-политического пространства для рыночного хозяйства, со i
Экономический тренинг
/Л Ключевые термины и понятия
Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, монопсония, неценовая и ценовая конкуренция, аутсайдер, монопольная прибыль, естественная монополия, искусственная монополия, государственные моно полии, монополистическая конкуренция, дифференциация то варов, олигополия, олигопсония, конгломераты, лидерство в ценах, монопольная власть, ценовая дискриминация, антимо нопольное законодательство, монополистические союзы, кар тель, синдикат, трест, концерн.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие виды конкуренции вам известны?
2. Какая конкуренция типична для современной рыночном экономики?
3. Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему?
4. Каковы принципы возникновения монополий?
5. Что общего и каковы различия между монополией и ол 11 гополией?
6. Как вы представляете себе естественную монополию?
7. В чем отличие несовершенной конкуренции от чистой ' Что выгоднее для экономики: чистая или несовершенная кои куренция?
8. Какие факторы влияют на монополистическую власть? Как влияет концентрация производства на монополистическую > власть?
9. Почему монополии прибегают к ценовой дискримипл ции? Какие условия делают ее возможной?
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: конкуренция, рынок, монополия, моно
псония, олигополия, олигопсония, товаропроизводитель, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, патент, пул, холдинг, госрегулирование.