На практике применяются все перечисленные группировки и целый ряд других

Предпринимательская деятельность может осуществляться как частными фирмами, так и государственными предприятиями.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями или компаниями осуществляющая экономическую деятельность на основе эффективного использования ограниченных ресурсов для производства товаров или услуг в целях получения дохода, прибыли. Понятие фирмы включает в себя различных хозяйственных агентов, существенно отличающихся друг друга; функционирующих в разных отраслях деятельности.

Соотношение понятий фирма, предприятие, компания в рыночной экономике следующее: фирма – универсальная структура в предпринимательском секторе рыночной экономики; предприятие – это производственная единица, территориально и технологически обособленная, оно не является собственником имущества и входит в состав фирмы. В современной России часто между предприятием и фирмой ставят знак равенства. Однако это ошибочно: фирма остается фирмой, даже если в ее составе имеется единственное предприятие, поскольку природа ее экономического поведения принципиально отличается от предприятия. Компания – это разновидность фирмы, основанная на долевом участии вкладчиков.

Из-за многообразия фирм их принято классифицировать по различным признакам:

· по размерам (малые, средние, крупные);

· по отраслевой принадлежности (промышленные, строительные, финансовые, инвестиционные, страховые и пр.);

· по организационной структуре (линейные, пирамидальные и пр.).

Наиболее распространенными классификационными признаками являются размер фирм и форма собственности. Так в зависимости от размеров различают: малый, средний и крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга (от англ. franchise – льготный) и венчурного (от англ. venture – рисковать) предпринимательства. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

В зависимости от формы собственности фирмы подразделяются на государственные и частные. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации количество государственных фирм увеличивается, в результате проведения приватизации – уменьшается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: