Конкуренция
Конкуренция – это экономическое соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и получения прибыли:
- борьба за покупателя;
- внедрение достижений научно-технического прогресса;
- снижение издержек производства;
- экономия ресурсов;
- повышение качества продукции;
- снижение цен.
Виды:
1 - Внутриотраслевая к. – это к. между аналогичными товарами.
2 - Межотраслевая – между товарами разных отраслей.
Методы:
1 - Ценовая – это установление различных цен на однотипную продукцию.
2 - Неценовая – это конкуренция потребительских свойств товаров при одинаковой цене.
Покупателей интересует экологичность, энергоёмкость, безопасность, дизайн, условия продажи - гарантийное и постгарантийное обслуживание.
При неценовой к. широко используются товарные знаки и торговые марки.
Итак по вышеприведённым признакам можно выделить следующие рынки:
а) Рынок совершенной (свободной) конкуренции является идеальной моделью рыночной экономики, характеризуется следующими признаками:
- большое количество продавцов и покупателей на рынке;
- на рынке производится однородная, т.е. одинаковая по свойствам и качеству продукция, торговые знаки и марки отсутствуют;
- неспособность отдельного продавца повлиять на цену, сложившуюся на рынке продукции, так как доля покупок или же продаж каждого участника не велика;
- полная свобода «входа» на рынок и выхода с рынка, т.е. легко организовать или закрыть дело;
- следующий признак - абсолютная мобильность ресурсов;
- каждый участник рынка имеет полную информацию о ценах, качестве товара, объемах продаж;
- свободное ценообразование (без вмешательства гос-ва);
- идеальный рынок аполитичен, то есть участников рынка не интересует национальность, партийная принадлежность, семейное положение, поступки и т.д.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции практически не встречается, это абстракция, существует только в теории. Он представляет собой идеальную модель, к которой существующие рынки лишь в большей или меньшей степени могут приближаться. Наиболее полно критериям «рынка совершенной конкуренции» соответствуют биржевые рынки,
Рынки монополистической конкуренции, олигополии и абсолютной монополии относятся к рынкам несовершенной конкуренции.
Рынок монополистической конкуренции. Характерными чертами его являются:
- большое количество продавцов на рынке;
- широкая дифференциация продукта — продаваемая продукция может значительно различаться по свойствам и качеству;
- способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции;
- относительная свобода входа на рынок новых фирм (барьеры на вход незначительны).
Олигополистический рынок
Слово «олигополия» означает «немного продавцов» (например, частным случаем олигополии является «дуополия» — на рынке существует только «два продавца» товара).
Характерными чертами этого рынка являются:
- небольшое количество продавцов на рынке;
- производители предлагают либо однородную, либо дифференцированную продукцию;
- продавцы имеют возможность влиять на цену, сложившуюся на рынке;
- высокие барьеры для входа на рынок (затруднен доступ новых фирм на рынок).
Если на рынке существует незначительное число покупателей и много продавцов продукции, то такая рыночная структура называется олигопсонией.
Рынок абсолютной монополии - антипод рыночной совершенной конкуренции.
На этом рынке существует только один продавец («моно» — единственный). Характерными чертами его являются:
- единственный продавец (монополист);
- реализуемый продукт не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену;
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
- доступ новых фирм на рынок практически невозможен (очень высокие барьеры на вход).
Виды барьеров:
- исключительные права, полученные от органов власти;
- патенты, лицензии и авторские права;
- собственность на все предложенные товары (певцы, актёры, художники…);
- масштабы производства (необходимы значительные финансовые ресурсы для создания таких предприятий как металлургический комбинат, автозавод…).
В роли монополии могут выступать гос.кампании, (почта).
Монополия означает контроль над ценами, но м, не может чрезмерно повышать цены.
Причины:
1 - покупательский спрос ограничен.
2 - боязнь появления в отрасли конкурентов.
3 - боязнь стать регулируемой кампанией.
Возможность монополий диктовать свои цены, как правило, наносит ущерб покупателям продукции таких фирм. Поэтому в большинстве развитых стран мира деятельность монополистов регулируется государством. Некоторые монополии принадлежат государству, поскольку представляют огромную значимость как для государства, так и для его граждан. Такие предприятия называются естественными монополиями. Ест. мон. – это фирмы, которые полностью удовлетворяют рыночный спрос. К естественным монополистам относятся предприятия муниципального городского и железнодорожного транспорта, электростанции, предприятия газо- и водоснабжения, линии связи.
Если на рынке существует единственный покупатель продукции, то такая рыночная структура называется монопсонией.
Ситуация на рынке, когда существует единственный продавец продукции и только один покупатель называется двусторонней монополией.
Чистая монополия как и совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует. Монополию можно встретить на местном рынке.
- единственный магазин в деревне, единственный врач.