Функции конкуренции

n обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя

n стимулирование роста эффективности производства

n ликвидация неконкурентоспособных предприятий

n стимулирование снижения цен и повышения качества товаров

n внедрения, освоения новой продукции и др.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.

Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:

1. на изменение цен покупателей и продавцов;

2. на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;

3. на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

Положительные стороны конкуренции:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. её следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов;

4. обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий

5. отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).

Различают конкуренцию:

ü функциональную (это конкуренция определенного товара);

ü видовую (по цене и качеству);

ü межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

ü внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

ü повышение качества продукции;

ü снижение цен («война цен»);

ü реклама;

ü развитие до- и послепродажного обслуживания;

ü создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

ü экономический (промышленный) шпионаж;

ü подделка продукции конкурентов;

ü подкуп и шантаж;

ü обман потребителей;

ü махинации с деловой отчетностью;

ü валютные махинации;

ü сокрытие дефектов и т.д.

Анализ ситуации конкуренции можно осуществить исходя из четырех главных критериев:

1. В зависимости от характера поведения продавца различают:

a. полиполитическую конкуренцию;

b. олигополитическую конкуренцию.

2. В зависимости от степени дифференциации товара различают:

a. конкуренцию однородную;

b. конкуренцию гомогенную (без дифференциации товара) и разнородную;

c. конкуренцию гетерогенную (с дифференциацией товара).

3. В зависимости от степени свободного проникновения в отрасль различают:

a. конкуренцию открытую;

b. конкуренцию закрытую.

4. В зависимости от применяемых действий различают:

a. конкуренцию ценовую;

b. конкуренцию неценовую.

Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжирует покупателей по группам, согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов).

Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителя. Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, суть конкуренции может быть выражена единой концепцией, позволяющей выявить и оценить природу и интенсивность конкуренции.

Эффективная конкуренция (реальная) возникает, когда покупатели и продавцы действуют независимо, даже при условии, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: