Степень срочности приобретения товара

Значимость, привычность товара для потребителя

Длительность периода времени, в течение которого продавец изменит цены

Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара

Когда цена данного товара составляет большую долю до­хода потребителя (например, стоимость автомобиля или мебе­ли), спрос на такой товар будет эластичен по цене. Когда цена составляет незначительную долю дохода (например, стоимость мыла, зубной пасты), спрос будет неэластичен по цене.

Если продавец повысит цены в течение короткого периода времени, то покупатели не успеют быстро найти для себя аль­тернативные варианты необходимого товара или услуги, и спрос будет неэластичен по цене. И наоборот, в течение долго­го временного периода потребители сумеют приспособиться, т.е. найти хорошие заменители, что сделает спрос на товар эла­стичным по цене.

Спрос на товары или услуги первой необходимости неэла­стичен по цене, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен по цене.

Если потребление данного товара (услуги) не может быть отложено с точки зрения данного покупателя, то спрос на такой товар неэластичен. Например, повышение цен на шампанское накануне Нового года не приводит к снижению спроса на него.

Эластичность спроса можно определить с помощью коэф­фициента эластичности или анализа того, как изменится вы­ручка продавца от продажи после изменения цены товара.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены,

где ЕD — коэффициент эластичности спроса по цене,

Р1 — первоначальная цена,

Р2 — новая цена,

Q1 — первоначальный объем спроса,

Q2 — новый объем спроса, после изменения цены.

У нас 2 формулы. Чтобы избежать неточности, при расчете коэффи­циента эластичности применяются средние арифметические значения Р и Q. Тогда формула коэффициента эластичности по цене после преобразования окончательно примет вид:

Другими словами, коэффициент эластичности спро­са по цене показывает, на сколько процентов изменит­ся объем спроса на товар при изменении цены товара на 1%.

Коэффициент элас­тичности спроса по цене всегда будет иметь отрицательное зна­чение, поскольку объем спроса и цена изменяются в противо­положных направлениях.

Второй показатель эластичности спроса по цене — общая выручка продавца от продажи товаров — ТR

ТR= Р х Q,

где Р — цена товара,

Q — количество проданного товара по этой цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: