Организации мирового уровня

Классификация международных организаций.

Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации: регулирующие, контрольные, оперативные.

Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

Оперативные функции международных организаций заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.

Международные организации можно классифицировать по ряду критериев.

1. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН некоторые страны по разным причинам не участвуют. К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только промышленно развитые страны. Членами Организации стран - экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.

2. В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных случаях может принимать юридически обязательные решения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации различают:

¾ межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

¾ международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

¾ наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

¾ международные экономические организации системы ООН;

¾ международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

¾ региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:

¾ международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

¾ международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

¾ международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

¾ международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТИК и др.);

¾ международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии - 19,9%, Германии - 9,8%, Франции - 6,5%, Италии - 5,4%, Великобритании - 5,1%, Испании - 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, не были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.

Международные экономические организации – одна из важнейших форм многостороннего экономического сотрудничества между государствами. Они создаются на основании соглашения между участниками. Деятельность этих организаций регламентируется уставом. Эффективность деятельности организаций зависит от степени согласованности, которой удается достичь государствам.

Основными целями и задачами всех международных экономических организаций является создание конструктивной многосторонней база международного экономического сотрудничества.

Организация объединенных наций (ООН). ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. На конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств.

Совет Безопасности - этот орган состоит из 15 членов (5 - постоянные, 10 - непостоянные). Для принятия решений требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена не рассматривается как вето. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества стран.

Совет Безопасности может принимать юридические акты двоякого рода. Совет может принимать рекомендации, не накладывающие на государства юридических обязательств. Но он может также принимать юридически обязательные решения. При этом ООН иногда исключает возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений. Пересмотреть свое решение может только сам Совет Безопасности.

Международный Суд - состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания. Местопребывание суда - Гаага. Помимо судебной Международный Суд осуществляет и консультативную юрисдикцию.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относится 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад) и Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго).

Совет по Опеке - состоит в настоящее время из 5 членов. Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий 10 в ходе работы Совета получили независимость. На его рассмотрении осталась только одна - Тихоокеанские острова (Микронезия), - находящаяся под управлением США.

Секретариат ООН - состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации.

Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Генеральный секретарь ООН возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок. Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия).

Международный валютный фонд (МВФ) – поощрение международного сотрудничества в области валютной политики, способствование росту мировой торговли, поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, предоставление при необходимости государствам – членам помощи кредитами.

Группа Всемирного банка (ВБ) - это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во ВБ, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.

Всемирный банк - это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Группа ВБ является мировым финансовым институтом, в задачу которого входит прежде всего выступать в качестве посредника и консультанта в инвестиционных процессах. В этой области Банк накопил большой опыт за период своей более полувековой деятельности, которая не свободна от ошибок, а также определенной политической ангажированности. Но, допуская промахи, он обычно извлекает из них уроки и перестраивает свою политику. Реагируя на происходящие в мире процессы, Банк расширяет круг своей деятельности.

Международный банк реконструкции и развития - головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Этот показатель в отношении отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике. Наибольшее количество голосов принадлежит США, хотя их доля имеет тенденцию к снижению. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Членами Банка являются практически все страны мира. Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государствам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника. Ссуды выдаются либо непосредственно правительствам, либо под их гарантию. Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, используемые им инструменты меняются в зависимости от мирохозяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта. Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное развитие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; развитие человеческого потенциала.

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Образовав фонд льготного кредитования через MAP, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны. Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период - 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годовых. MAP кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. По мере истощения ресурсов MAP страны-участницы делают новые взносы. Однако они обычно запаздывают, и MAP перманентно оказывается в кризисном состоянии. Юридически и в финансовом отношении MAP является самостоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР органы управления во главе с президентом Банка. МБРР и MAP реализуют общую стратегическую линию. Многие проекты кредитуются совместно МБРР и MAP. Однако поскольку MAP создавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.

Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную социальную направленность: выше удельный вес кредитов на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сельских районов. Различие в структуре кредитных потоков МАР и МБРР обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP - с низкими

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. МФК не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний, но при этом Корпорация не стремится к закреплению в качестве одного из собственника компании. Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесторов, особенно нерезидентов. МФК основную массу ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. Располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресурсами, МФК выполняет важную функцию в качестве катализатора инвестиционных процессов. Эта роль Корпорации получила особенно большие масштабы в 90-х годах в связи с формированием фондовых рынков в странах с развивающимися финансовыми рынками. В структурном отношении кредиты и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Если Банк незначительно кредитует промышленность, то для МФК это одно из основных направлений деятельности. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок в 7-8 лет, максимально - на 15 лет. Вложения в акции по отмеченным причинам не носят долгосрочного характера.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей; экспроприация имущества инвестора; военные действия; политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ - 15 лет, но возможно до 20 лет. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями. Для выполнения поставленных задач МАГИ не только предлагает гарантии против некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и процедур, касающихся иностранных инвестиций. Агентство также организует встречи и переговоры между международными деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет информационные услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: