Рыночное равновесие возникает, когда спрос и предложение уравновешиваются, при этом равновесная цена – цена, по которой производители хотят и в состоянии произвести, а потребители хотят и в состоянии приобрести определённое количество товаров или услуг, а равновесное количество – количество товара, покупаемого по равновесной цене.
В точке равновесия:
|
PE = РS = PD,
где PE – равновесная цена;
РS – цена предложения;
PD – цена спроса.
Это означает, что:
|
QE = QS = QD,
где QE – равновесный объем;
QS – объем предложения;
QD – объем спроса.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис.19. Цена рыночного равновесия и отклонения от нее
Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.
Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.
|
|
Пусть реальная рыночная цена Р1 окажется ниже равновесной цены РЕ. При такой цене объем спроса QD будет превышать объем предложения QS. Образовавшийся избыток спроса (QD > QS) усилит конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену верх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.
Если же рыночная цена Р2 будет выше равновесной РЕ, на рынке образуется избыток предложения, в результате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.
|
QD = f(P);
|
QS = f(P),
|
QD = QS
| |||
| |||
Рис. 20. Равновесие по Л. Вальрасу
Равновесие по А. Маршалу опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.
Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде (цену можно изменить быстро).
Если объем предложения Q1 меньше равновесного QE (Q1< QE), цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р1 (Р2 > Р1). Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения (Q2 > QE) цена спроса Р1 будет меньше цены предложения Р2 (Р2 < Р1), что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен QE.
|
|
|
|
PS = f(Q),
|
PD = PS
Моделью А. Маршала, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде.
| |||
| |||
Рис.21. Равновесие по А. Маршалу
Рассмотрим теперь результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя.
Рис. 22. Излишек потребителя
На графике величина излишка совпадает с площадью фигуры АРЕЕ.
Излишек потребителя – разница между ценой спроса и равновесной ценой.
Аналогичный смысл имеет и излишек производителя.
Рис.23. Излишек производителя
Излишек потребителя на графике равен площади фигуры ВРЕЕ.
Излишек потребителя – разница между рыночной ценой и ценой предложения.
Сумма излишков потребителей и производителей образует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия: потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.
Теперь от статического рыночного равновесия перейдем к динамике и рассмотрим модели, в которых изображаются различные варианты смещения равновесия.
Ситуации нарушения рыночного равновесия:
1) Увеличение спроса (D2 → D1) вызывает рост, как равновесной цены (P2 → P1), так и равновесного объема (Q2 → Q1).
2) Сокращение спроса (D1 → D2) приводит к падению цены (P1 → P2) и равновесного объема (Q1 → Q2).
3) Увеличение предложения (S1 → S2) влечет за собой уменьшение равновесной цены (P1 → P2) и увеличение равновесного объема (Q1 → Q2).
4) Сокращение предложения (S2 → S1) ведет к увеличению равновесной цены (P2 → P1) и уменьшению равновесного объема (Q2 → Q1).
Рис. 24. Динамика спроса и предложения
Эти правила действуют при изменениях спроса и предложения, то есть под действием неценовых факторов (сдвиг кривых спроса и предложения вправо или влево).
Рассмотрим, насколько рыночное равновесие может быть устойчивым, стабильным. Под стабильностью равновесия понимается способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвращаться к нему под влиянием своих внутренних сил. Для иллюстрации этого используется модель паутины. Равновесие в паутинной модели зависит от углов наклона спроса и предложения.
Здесь возможны 3 случая:
1) Неустойчивое равновесие, или расходящаяся паутина, когда реакция предложения на изменение цены не приводит рынок к равновесному состоянию (угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения). В этом случае колебания носят взрывной характер и равновесие не наступает.
Рис. 25. Модель расходящейся паутины
2) Возможен вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Паутина не расходится и не сходится, заканчиваясь, всякий раз в той точке, откуда началось движение (углы наклона кривых спроса и предложения равны). Такая модель получила название совершенной паутины или постоянной вибрации.
Рис. 26. Модель совершенной паутины
3) Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения толкает цены вниз, и в результате возникает избыток спроса, который поднимает цены вверх. Это приводит к новому избытку предложения и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке Е. Колебания носят затухающий характер. Модель получила название динамической паутины.
|
|
Рис. 27. Модель динамической паутины