double arrow
Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

Из выше изложенного следует, что потребитель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, а производитель стремится поставить больше товаров по высокой цене. Как найти ту цену, которая устраивала бы покупателя и производителя? Для этого необходимо совместить кривую спроса и предложения. Кривые пересеклись в точке Е, в ней установилось равновесие (рис. 14).

Рисунок 14 – Рыночное равновесие

Равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется ценой равновесия (или равновесной ценой), а количество предлагаемого товара – равновесным объемом.

Равновесная цена – это рыночная цена, при которой количество товара, произведенного и предложенного к продаже на рынок, равно количеству товара, которое покупатели желают и могут приобрести. Или это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Равновесный объем – это объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения.

– кривая спроса

– кривая предложения

– равновесный объем

– равновесная цена

– точка пересечения спроса и предложения

Pdmax цена спроса , т.е. максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за товар ()

Psminцена предложения, т.е. минимальная цена, по которой товаропроизводитель готов поставить товар на рынок ()




Условие равновесия для одного рынка:

Условие равновесия для нескольких объеденных рынков:

Если >– то рынок является дефицитным по насыщению товарной массой

Если <– то рынок является избыточным по насыщению товарной массой

Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, поскольку в состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних стимулов к его нарушению.

В результате установления равновесия выигрывает и потребитель, и производитель (рис. 15).

Рисунок 15 – Излишек потребителя и излишек производителя

Выигрыш потребителя (излишки потребителя) – это дополнительная полезность, полученная потребителем в процессе рыночного обмена, благодаря тому, что фактически уплаченная цена ниже той, которую готовы платить за него.

Равновесная цена выше цены предложения, тогда выигрыш потребителя равен площади PDmaxEPe.



Выигрыш потребителя =

Выигрыш производителя (излишки производителя) – это дополнительный доход, который получит производитель, обеспечивающий производство с затратами ниже равновесной цены.

Равновесная цена выше цены предложения, тогда выигрыш производителя равен площади PSminEPe.

Выигрыш производителя = .

Выигрыш производителя – это разница между общей выручкой (TR=PeQe) и совокупными затратами на производство, равными площади 0PSminEQe.

Чистый общественный выигрыш определяется как сумма выигрыша производителя и выигрыша потребителя, т.е.

.

Однако фактические (продажные) цены не всегда совпадают с равновесными, поскольку рынок не всегда находится в состоянии равновесия. Но он тяготеет к состоянию равновесия, то есть состояние ночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. В подтверждении этого рассмотрим случаи нарушения рыночного равновесия.

Допустим, что в результате действия различных рыночных сил цена отклонилась от равновесия и установилась ниже равновесной: Pl < Ре (рис. 16), в этом случае объем спроса превышает объем предложения (0Q1D) > (0Q1S), товар станет дефицитным, так как при этой цене потребители не смогут купить столько товаров, сколько они хотели бы. Избыток спроса (Q1D-Q1S) будет оказывать давление на цену в сторону повышения, потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном счете, цена опять достигнет уровня Pе.

Если же реальная цена оказалась выше равновесной Р2е (рис. 16), производители пытаются изготовить и продать больше товаров, чем потребители готовы купить, т.е. предложение (0Q2S) превышает спрос (0Q2D), и на рынке образуется излишек (0Q2S - 0Q2D) или избыток предложения. Чтобы распродать этот избыток или не допустить его роста, производители начнут снижать цену. При уменьшении цены требуемое количество товара увеличится, а предполагаемое уменьша­ется до тех пор, пока не будет достигнута равновесная цена Ре.

Рисунок 16 – Рыночное равновесие по Вальрасу

Иной подход к объяснению механизма установления рыночного равновесия использовал А. Маршалл, который считал, что, реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценой, а объемом предложения (рис. 17). При любом объеме производства, ниже равновесного (Qe < Q1), цена предложения меньше цены спроса (РS1 < РD1). Это весьма выгодно для продавцов: выставив товары по цене спроса (РD1), они легко их реализуют, поскольку покупатели именно по этой цене готовы приобрести именно это количество товара, получив огромную прибыль. Рост прибыли заставит фирму наращивать объемы производства. Предложение начнет расти, а цены будут сокращаться, пока не дойдут до равновесного уровня.

Рисунок 17 – Рыночное равновесие по Вальрасу

Если реальный объем производства выше равновесного (Qe > Q2), цена предложения будет выше цены спроса S2 > РD2), то товары удастся продать только по цене спроса D2), то есть ниже себестоимости. Желающих производить товары по такой цене окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом будет постепенно подниматься до равновесного уровня.

Оба подхода к равновесию отражают рыночные реалии, причем, действие каждого из них проявляется в определенном временном интервале. Так, колебание цен (механизм Л. Вальраса) способствует установлению равновесия в краткосрочном периоде. Если товары уже произведены в определенном количестве, то приспособить объем предложения к размерам спроса возможно, лишь изменив цены. Таким образом, в модели Вальраса размеры производства заданы, a переменными оказываются цены.

Изменение объема предложения (модель А. Маршалла) выступает на первый план в долгосрочном периоде. Поскольку только в долгосрочном периоде можно построить производственные мощности для удовлетворения любого объема спроса, главное, чтобы это принесло прибыль. В этих условиях именно цена становится главным ориентиром. В зависимости от того, насколько она привлекательна, производство либо наращивают, либо сокращают. Таким образом, в модели Маршалла, цена выступает как заданная, а предложение товаров окажется переменной величиной.

Механизм равновесия можно также объяснить, используя иные модели, например, паутинообразную модель (рис. 18). Данная модель относится к числу динамических, поскольку учитывает фактор времени. Она рассматривает процесс формирования равновесия только в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия рынка растянута во времени.

Рисунок 18 – Паутинообразная модель

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию, в противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Возможно несколько вариантов:

а) ели угол наклона кривой предложения такой же, как и угол наклона кривой спроса (рис. 18а), то в такой ситуации равновесия никогда достигнуто не будет, т.к. происходит постоянное колебание цен относительно равновесной. Если цена установилась ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит (Q1Q2), который приведет к росту цен до Р2. При цене Р2 производители увеличивают выпуск продукции, а потребители снижают объем покупок, образовавшиеся излишки способствуют снижению цены;

б) если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения (рис. 18б), то равновесие не наступает. Цена с каждым разом опускается все ниже и ниже, в такой ситуации производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия;

в) если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса (рис. 18в), то объем производства и цена все более приближается к уровню равновесия. Происходит сужающее колебание цен.

Однако паутинообразная модель применима лишь к определенной продукции, она не учитывает влияние неценовых факторов, смещающих кривые.

Увеличение спроса (рис. 19) приводит к смещению кривой спроса из положения D в положение D1, в результате равновесие смещается в точку Е1, это приводит к росту равновесной цены (Ре1 > Pe) и равновесного объема (Qе1 > Qe). Снижение спроса вызывает смещение кривой спроса влево в положение D2, а это вызывает уменьшение равновесной цены (Ре < Ре2) и равновесного объема (Qe2 < Qe).

Рисунок 19 – Изменение в рыночном спросе

Уменьшение предложения (рис. 20) вызовет смещение кривой S в положение S1 в результате равновесие сместится из точки Е в точку Е1, вызывая увеличение равновесной цены до Pe1 и снижение равновесного объема Qe1. Увеличение же предложения вызовет смещение кривой S в положение S2, что приведет к увеличению равновесного объема до Qe2 и уменьшению равновесной цены до Ре2.

Рисунок 20 – Изменения в рыночном предложении

Возможна ситуация одновременного изменения спроса и предложения (рис. 21). Например, установилась жаркая погода, одновременно из-за перегрузки выходят из строя две линии на местном хладокомбинате. В результате жаркой погоды спрос на мороженое возрос.

Рисунок 21 – Изменение рыночного спроса и предложения

Кривая D сместилась в положение D1, установилось промежуточное равновесие в точке Е’, что привело к росту равновесной цены до Р' и равновесного объема до Q'. Но из-за перегрузки вышли из строя две линии, следовательно, предложение уменьшилось. Кривая S сместилась влево в положение S1, в результате новое равновесие установилось в точке E1, в результате возросла цена до Ре1 и изменился равновесный объем Q1. В нашем случае он снизился до прежнего – Qe. Изменение объема будет зависеть от наклона кривых.

 






Сейчас читают про: