Регулирование деятельности монополий

Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому, по мнению специалистов, подлежат общественному регулированию. Наиболее распространенными способами регулирования монопольной власти являются:

1. Установление предельных цен;

2. Введение налогов;

3. Предоставление субсидий;

4. Государственная собственность на компании - монополии;

5. Государственное регулирование, распространяющееся на цены, объемы производства, условия входа и выхода из регулируемых отраслей;

6. Антимонопольная политика.

Налогообложение монополии.

Одним из методов ограничения монопольной власти являются налоги, которые сокращают прибыли предприятий монополистов. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит от объема выпуска, и национального, взимаемого независимо от объема выпуска.

Влияние потоварного налога.

Обозначим ставку потоварного налога через Т. Тогда прибыль монополиста составит

П = TR (Q) – TC (Q) – TQ (46)

Возьмем производную по объему выпускаемой продукции:

тогда

(47)

Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных издержек. Следовательно МС2=МС1+Т. Условие максимизации прибыли монополиста выполняется при объеме выпуска Q2 и цене Р2. (см. рис.76).

Таким образом, введение потоварного налога приведет к снижению объема выпуска, увеличению цены и сокращению прибыли монополиста.

Влияние национального налога.

В отличии от потоварного сумма национального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных издержек (например, стоимость лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит

(48)

Таким образом, монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельный доход и предельные издержки и ставки налога.

Влияние потоварного налога показано на рис.76. Здесь АС1и МС1 – кривые средних и предельных издержек в коротком периоде, Q1 и Р1 – оптимальный выпуск и цена до введения налога.

Где G – сумма национального налога. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет

(49)

Как видно на рис.77. оптимальный выпуск и цена продукции после введения национального налога не изменились, уменьшилась лишь прибыль полученная монополистом. Значит национальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя даже частично переложить на потребителей через более высокую цену и меньший объем выпуска. Как в случае повторного налога.

Рис.76. Влияние потоварного налога на поведение монополиста.

Рис.77. Влияние национального налога на поведение монополиста.

Так же, как национальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремиться максимизировать чистую прибыль (П2).

П2(Q)=(100-t)[TR(Q)-TC(Q)] (50)

Если t<100, (100-t)>0 и, следовательно MR(Q)-MC(Q)=0, т.е. MR(Q)=MC(Q). Таким образом, при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции и ее цена не изменится.

Рис. 78. Убытки от монопольной власти

Рис.79. Х-неэффективность фирмы.

Монополистическая конкуренция

1. Дифференциация продукта – наиболее заметная черта рынка монополистической конкуренции. Дифференцированным или индивидуальным продуктом является близкий конкурент другого, более или менее аналогичного, но обладающий некоторыми индивидуальными свойствами, позволяющим назначать на него особую цену. Типичным примером являются автомобили разных марок, телевизоры, холодильники, видеомагнитофоны, компьютеры, одежда, обувь, мебель, сигареты, напитки, даже обычное продовольствие – хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные и иные продукты.

2. В отрасли существует относительно большое число предприятий, каждое из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого предприятием и его соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходит 1%, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% рыночных продаж.

3. Монопольно-конкурентные фирмы не считаются с реакцией своих конкурентов, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают объемы производства. Такое поведение фирм на рынках монополистической конкуренции является следствием большого числа фирм.

4. Доступ на рынок с монополистической конкуренцией относительно свободен – новым фирмам несложно вступить в отрасль со своими товарами, а существующим выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

Рис. 80. Прибыли фирмы в краткосрочном периоде.

Рис. 81. Убытки фирмы в краткосрочном периоде.

Рис. 82. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции.

Фирма, благодаря расходам на рекламу, перемещает свою кривую спроса с D1 до D2. Максимизирующим прибыль выпуском является тот, для которого МР2 равен предельным издержкам. На производство плюс предельные издержки реализации МС+МСS. При отсутствии какой-либо рекламы эта фирма получила бы нулевую экономическую прибыль, как показано на рисунке. Реклама позволяет фирме извлекать положительную экономическую прибыль.

Олигополия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: