В нормальных условиях эксплуатации источников ИИ РБ обеспечивается реализацией: 1) принципа нормирования, т.е. непревышение допустимых пределов (см. табл. 5.7) индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ИИ; 2) принципа обоснования, т.е. запрещение всех видов деятельности по использованию источников ИИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к ЕРФ облучением [12]; 3) принципа оптимизации, т.е. поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ИИ. Поэтому РБ в РФ осуществляется: а) проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера, вытекающего из ФЗ "О радиационной безопасности населения" (1995 г.); б) осуществлением госорганами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, нормативов в области РБ (в частности, НРБ-96); в) информированием населения о радиационной обстановки и мерах по обеспечению РБ; г) обучением населения в области РБ.
|
|
В НРБ-96 приведены основные способы по ограничению обличения населения различными источниками ИИ. Так, облучение населения техногенными источниками ИИ при нормальной их эксплуатации ограничивается путем обеспечения сохранности источников ИИ» контроля технологических процессов и ограничения выброса (сброса) РВ в ОС, другими мероприятиями на стадии проектирования, эксплуатации и прекращения использования этих источников. Ограничение облучения населения природными источниками ИИ достигается путем строгого соблюдения нормативов: 1) по изотопам радона и торена в воздухе помещений как при проектировании новых, так и эксплуатации зданий жилищного и общественного назначения: 2) по радиоактивности в строительных материалах с щебень, гравий, песок и т.п.) и побочных продуктах промышленности (золы, шлаки и пр.), а также в питьевой воде, фосфорных удобрениях и мелиорантах. Ограничение медицинского облучения населения достигается использованием принципов обоснования по показаниям радиологических медпроцедур и оптимизации мер защиты,
Меры по ограничению облучения населения в условиях РА состоят: 1) в начальной стадии аварии, когда облучение может превысить основные ДП (см. табл. 5.7),- восстановление контроля над источником ИИ и принятие мер по сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц из населения, РЗ ОС, экономических и социальных потерь, вызванных РЗ; 2) при аварии или обнаружении РЗ - ограничение последующего облучения путем применения защитных мероприятий, применяемых к ОС и/или к человеку. Они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории, т.е. являются вмешательством. Последнее, как правило, влечет за собой не только экономический ущерб, но и неблагоприятное (в том числе и психологическое) воздействие на здоровье населения и экологический ущерб. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятий) следует руководствоваться следующими принципами: 1) предполагаемое вмешательство (мероприятие по ликвидации последствий РЗ) должно принести обществу и прежде облучаемым лицам больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате снижения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред и стоимость (принцип обоснования вмешательства); 2) форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от снижения дозы ИИ (т.е. польза от снижения радиационного ущерба за вычетом ущерба, связанного с вмешательством) была бы максимальной (принцип оптимизации вмешательства).
|
|
Однако, если предполагаемая (прогнозируемая) доза облучения достигает за двое суток уровней, при превышении которых возможны клинически определяемые эффекты, срочное вмешательство (меры защиты) безусловно необходимо. Такими уровнями (ДП) являются: для всего тела - 1 Гр: легких ~ 6; щитовидной железы - 5; кожи - 3; гонад и хрусталика глаза - 2 Гр.
На момент планируемого вмешательства органы Госкомсанэпидемнадзора РФ устанавливают дозы и мощности доз облучения, уровни РЗ применительно к конкретному РОО с учетом вероятных типов РЗ, сценариев их развития и складывающейся радиационной обстановки. При РЗ с РЗ территории разрабатывается вариант(ы) принятия решений (вмешательств), руководствуясь пп. 8,4...8,6 и приложением П5 НРБ-96 [12]. Он оформляется в виде обязательного плана мероприятий по защите работников (персонала) РОО и населения от РИ и ее последствий. Этот план согласуется с органами местного самоуправления и госорганами исполнительной власти субъекта РФ, а также с Госатомнадзором РФ и его органами на местах (в Тверской области - с Верхневолжской инспекцией по ядерной и радиационной безопасности). На РОО организуются аварийно-спасательные формирования из числа своих работников, а их облучение не должно превышать более чем в 10 раз среднегодового значения ДЭФ для лиц из персонала (группа А). При этом оно допускается один раз за период их жизни при добровольном согласии работников, предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для их здоровья.
Гражданин РФ имеет право на РБ, которая обеспечивается проведением комплекса мероприятий, указанных выше. Он обязан соблюдать требования к обеспечению РБ, проводить или принимать
участие в реализации мероприятий по обеспечению РБ и выполнять требования госорганов исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления по обеспечению РБ.