Бюджетное право

Бюджет — это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходят аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств.

В материальном смысле бюджет — это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований.

В экономическом смысле бюджетом является система экономических отношений, возникающих по поводу создания, распределения и использования средств бюджетных фондов различных уровней.

В юридическом смысле бюджет — это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, принимаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами в виде определенного нормативного акта для обеспечения функций государственных и муниципальных образований (например, закон о федеральном бюджете).

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, называются бюджетными правоотношениями, которые, являясь одним из видов финансовых правоотношений, имеют свои особенности. Характерной особенностью является то, что бюджетное правоотношение, как правило, не длится свыше одного года, хотя после его прекращения в конце соответствующего бюджетного года не исключается возникновение нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

Правовые формы бюджетов следующие:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов на основе прогноза социально-экономического развития страны на конкретный год;

· бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ;

· местные бюджеты разрабатываются И утверждаются форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Указанные формы соответствуют бюджетному устройству, под которым понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система РФ основана на 10 принципах: единства бюджетной системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности расходования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетное устройство государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Соответственно Российская Федерация, являясь федеративным государством, имеет трехуровневую бюджетную систему:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты (городов, поселков, сельских округов, сел, деревень, районов в городах, сельских районов и т. д.).

С 1994 г. в федеральном бюджете, а затем и в бюджетах субъектов РФ и муниципальных стали формироваться целевые бюджетные фонды. На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных целевых фондов:

· государственные внебюджетные фонды;

· целевые бюджетные фонды;

· государственные целевые фонды Правительства и Президента РФ;

· государственные отраслевые денежные фонды.

В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Остальные целевые фонды относятся к экономическим.

Бюджетный кодекс определяет, что государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и указывает, что он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального: устройства своей территории и принципов построения бюджетной системы.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования. К их числу относятся:

· закрепленные доходы, т. е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее чем на пять лет) в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет; закрепленные доходы должны составлять не менее 70 процентов доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ муниципальных образований;

· регулирующие доходы — это доходы, которые в целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов поступают в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов;

· дотация — это сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня; выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения;

· субвенция — это сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ.

· субсидия — это сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании;

· трансферт — это перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

· бюджетная ссуда — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на Возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадии его исполнения.

Структура бюджета. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета — это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных д оходов.

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.

Бюджетный процесс - регламентированная законная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Закон четко определяет все стадии бюджетного процесса. Бюджет должен быть принят до начала очередного финансового года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: