Лекция 3. а) административные проступки (применяются административные взыскания)

Классификация проступков.

1. По видам взысканий.

а) административные проступки (применяются административные взыскания).

б) дисциплинарные проступки (применяются дисциплинарные взыскания).

Административные проступки – это правонарушения в области общественных отношений, связанных с функционированием органов исполнительной власти.

Дисциплинарные правонарушения – это правонарушения в области трудовой, учебной, воинской дисциплины.

2. По отраслям права:

административные, трудовые, гражданские проступки и пр.

Причины правонарушений и пути их устранения.

Основная причина правонарушений – общая неустроенность экономики и общественной жизни общества.

Пути преодоления: справедливое общественное устройство, профилактика.

Понятие, признаки, цели, функции, виды юридической ответственности

Ответственность в широком (философском) смысле означает свойство человека, заключающееся в осознании и в правильном понимании им своих обязанностей (долга) по отношению к другим людям, государству, обществу. («ответственный» или «безответственный» человек).

Это так называемая позитивная (положительная) ответственность.

В узком (специально-юридическом) смысле под юридической ответственностью понимается определенная законом мера государственного принуждения виновного в правонарушении субъекта, заключающаяся в наложении на правонарушителя дополнительных обязанностей претерпеть лишения личного, имущественного лили организационного характера.

Юридическая ответственность обращена к прошлому, прошедшему правонарушению. Поэтому она является ретроспективной ответственностью.

Признаки юридической ответственности:

1. Устанавливается и назначается от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

2. Налагается только за деяние, являющееся правонарушением.

3. Выражается в наложении на правонарушителя дополнительных обязанностей и лишений.

4. Осуществляется в определенном законом процессуальном порядке.

Основные цели юридической ответственности:

1. Защита норм права от их нарушения.

2. Воспитание граждан в духе уважения к праву.

Основные функции юридической ответственности:

1. Штрафная (карательная) – дополнительная обязанность на правонарушителя.

2. Правовосстановительная (компенсационная) – возмещение вреда, ущерба от правонарушения.

3. Предупредительно-воспитательная – формирование у граждан мотивов, побуждающих уважать право.

Виды юридической ответственности:

Наиболее распространена классификация юридической ответственности по основанию «в какой из отраслей права произошло правонарушение».

Различают:

1) уголовную ответственность;

2) административную ответственность;

3) гражданско-правовую ответственность;

4) семейную ответственность;

5) финансовую ответственность,

а также другие виды.

Каждый из вышеперечисленных видов юридической ответственности имеет свои особенности.

Основные санкции, связанные с уголовной ответственностью (т.е. конкретные меры государственного принуждения за преступления):

1. Штраф.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Лишение званий, чинов, наград.

4. Обязательные работы.

5. Исправительные работы.

6. Конфискация имущества.

7. Ограничение свободы.

8. Арест (от 1 д3о 6 месяцев).

9. Лишение свободы на определенный срок (от 6 месяцев до 20 лет).

10. Пожизненное лишение свободы.

11. Смертная казнь.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности (например, выселение из незаконно занятого жилища).

Основные принципы юридической ответственности

1. Принцип ответственности за виновные деяния (презумпция невиновности).

Привлекаемое к юридической ответственности лицо считается невиновным, пока его вина не будет установлена соответствующим правоприменительным актом.

2. Принцип законности. Может иметь место только за те деяния, которые по закону являются правонарушениями. Применяется в соответствии с процедурно-процессуальными

требованиями законов.

3. Принцип справедливости. Предполагает:

а) За одно правонарушение возможно лишь одно наказание.

б) Закон, устанавливающий юридическую ответственность или усиливающий юридическую ответственность, не может иметь обратной силы.

4. Принцип целесообразности. Предполагает:

а) При назначении конкретной меры наказания учитывается тяжесть совершенного правонарушения, а также личные свойства нарушителя.

б) Возможность смягчения и даже отказа от наказания, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты другим способом.

5. Принцип неотвратимости юридической ответственности. Предполагает:

а) ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государственных органов.

б) Быстрое применение мер юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Основания освобождения от юридической ответственности

При некоторых, определенных в законе обстоятельствах, лицо, совершившее правонарушение, может быть освобождено от юридической ответственности.

В качестве таких обстоятельств выступают:

1. Изменение обстановки.

2. Поведение лица после совершения правонарушения.

3. Время, прошедшее после совершения правонарушения.

4. Совершение правонарушения в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Формы (порядок) осуществления юридической ответственности

В зависимости от органов, рассматривающих правонарушения и назначающих меры наказания, различают следующие формы осуществления юридической ответственности:

1) ответственность в судебном порядке;

2) ответственность в административном порядке;

3) ответственность в ином порядке (например, через органы общественности).

Один и тот же вид юридической ответственности может осуществляться в различных формах. Так, например, административная ответственность может осуществляться как в административном, так и в судебном порядке. С другой стороны, уголовная ответственность может осуществляться только в судебном порядке.

Другие виды государственного принуждения

Законом установлена возможность применения государственными органами различных видов принуждения для охраны правопорядка:

1. предупредительные меры (например, карантин);

2. принудительно-обеспечительные меры (например, обыск, задержание и пр.);

3. правовосстановительные меры (меры защиты права) – например, взыскание алиментов.

4. меры юридической ответственности.

Понятие правосознания. основные функции и связь с правом

Правосознание – это область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и к практике его реализации, выполняющая роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения.

Основные функции правосознания:

1. Познавательная.

2. Оценочная.

3. Регулятивная.

Познавательная функция направлена на приобретение юридических знаний, выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенные эмоциональные отношения человека к различным сторонам правовой действительности.

Регулятивная функция осуществляется посредством формирования правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Результатом этого является реакция в виде правомерного или неправомерного поведения.

Правовое сознание существует в теснейшей связи и взаимодействии с правом. Это выражается в следующем:

1. Правосознание – источник права, отражающий объективные потребности общественного развития.

2. Оно является одним из механизмов реализации права в жизни.

3. Правосознание является средством оценки соответствия поведения нормам права.

Правосознание оказывает влияние на все элементы правового регулирования. При правотворчестве нормы права создаются в процессе сознательно-волевой деятельности законодателей. При правоприменительной деятельности требования норм права реализуются посредством сознательно-волевой деятельности всех субъектов права.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие правосознания граждан, на формирование правильных представлений о различных правовых явлениях.

Виды, уровни, структура правосознания

По субъектам правосознание подразделяется на три вида:

1. Индивидуальное правосознание.

2. Групповое правосознание.

3. Общественное правосознание.

По глубине отражения правовой действительности выделяют три уровня правосознания:

1. Обыденное правосознание (эмпирическое).

2. Научное правосознание (теоретическое).

3. Профессиональное правосознание.

Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий жизни и личного опыта, посредством доступного населению правового образования.

Научное правосознание формируется на основе широких и глубоких правовых знаний и специальных исследований правовой действительности. Является непосредственным источником правотворчества и служит целям совершенствования юридической практики.

Профессиональное правосознание – это правосознание юристов-практиков.

Два последних уровня правосознания конкретизируются в структурных элементах правосознания:

1. Правовой идеологии.

2. Правовой психологии.

1. Систематизированное, научное выражение правовых взглядов, принципов, требований всего общества или различных групп населения.

2. Охватывает совокупность чувств, настроений, отношений к правовым явлением, характерных для всего общества в целом или конкретных социальных групп. Через правовую психологию реализуется отношение субъектов права к своему собственному правовому поведению. Правовая идеология и правовая психология входят как составные элементы в понятие «правовая культура».

Правовая культура: понятие и виды

Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства систем права и законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовых навыков личности.

В зависимости от субъектов права различают три вида правовой культуры:

1. Правовая культура личности.

2. Правовая культура социальной группы.

3. Правовая культура общества.

1. Выражается в виде знания и понимания права, в осознанном исполнении правовых предписаний человеком.

2. Выражается в правоотношениях. В ней находят отражение такие ценности, как компромисс, примирение позиций различных социальных групп.

3. Выражается в праве. Высокий уровень правовой культуры общества рассматривает право как инструмент общественного согласия, а низкий уровень правовой культуры – как принудительную силу.

Правовой нигилизм: понятие, причины, меры по его преодолению

Правовой нигилизм – это направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее право наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Имеет различные формы проявления: от равнодушного, скептического отношения к праву до полного неверия и явно негативного отношения к праву.

Основные причины распространения правового нигилизма в России:

1. Исторические корни (крепостничество, самодержавие, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия).

2. Подмена права политическими соображениями.

3. Традиционная несвязанность государственной власти правом.

4. Недостаточная и противоречивая система законодательства.

5. Низкий уровень правовой культуры большинства населения.

Для преодоления правового нигилизма необходимо:

1. Обеспечить должное качество принимаемых законов.

2. Создать необходимые условия для их реализации.

3. Провести судебную реформу и обеспечить необходимые условия для судопроизводства.

4. Провести правовое обучение населения, государственных служащих и др. субъектов права.


Тема 3: «Конституционное право»

Понятие, источники конституционного права России

КП занимает ведущее положение в системе права любого государства и является юридическим фундаментом для всех других отраслей права. Это определяется предметом правового регулирования КП.

Предметом КП являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, связанные с устройством и деятельностью экономической и политической систем общества, устройством государства, взаимоотношением человека и гражданина с государством.

экон. система общества + полит.система общества = общественный строй

общественный строй + устройство государства = конституционный строй

устройство государства=1.Форма правления

2.Форма государственного устройства

3.Политический режим государства

Конституционное право – это совокупность норм права, регулирующих

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, связанные с основами конституционного строя, системой и порядком образования органов государственной власти, основами правового статуса человека и гражданина.

Основной источник норм КП - Конституция РФ (КРФ) 1993 года, которую называют основным законом государства. Это определяется юридическими свойствами КРФ:

1Верховенство и высшая юридическая сила КРФ. Она является актом народного суверенитета и правовой базой существования государства. Поэтому она занимает 1 место в иерархии нормативно-правовых актов. Все иные НПА не должны противоречить положениям КРФ.

2.Учредительный характер КРФ. Это означает, что ни одно из положений КРФ не может быть

признано недействительным.

3.Прямое действие КРФ. Когда нет нормы для упорядочения определенной ситуации или

существует коллизия (столкновение) между нормами других законов, нормы КРФ могут

применяться прямо и непосредственно.

4..КРФ является ядром правовой системы государства. Ее нормы координируют законодательство

РФ.

Структура КРФ традиционна для конституций большинства государств. Она состоит из 9 глав:

1.Основы конституционного строя

2.Права и свободы человека и гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент РФ

5.Федеральное собрание

6.Правительство РФ

7.Судебная власть

8.Местное самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Наряду с КРФ в качестве источников КП выступают федеральные конституционные

законы:

1. О судебной системе

2. О Правительстве РФ

3. О Конституционном суде

4.О Верховном суде РФ

5.Об арбитражных судах

6.О референдуме и другие.

Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй-это способ организации общественной и государственной

жизни в РФ.

В преамбуле и гл.1 КРФ закреплены принципы конституционного строя в РФ.

2.1 В основу организации общественной жизни положены следующие принципы:

- идеологического и политического плюрализма

- светского характера государства

- свободы экономической деятельности

- многообразия и равноправия различных форм собственности

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ плюрализма означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.13) политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, существование политического многообразия, многопартийности.

Светский характер государства означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Свобода экономической деятельности - свободное перемещение товаров, услуг, финансов, поддержание конкуренции, что является основой рыночной экономики. При этомэкономической основой РФ является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Государство не только признает различные формы собственности, но и в равной мере их защищает.

2.2 В основу организации государственной власти в РФ положены следующие принципы:

- народовластия

- федерализма

- верховенства права

- разделения властей

- государственного суверенитета РФ

- вхождения РФ как полноправного члена в мировое сообщество

НАРОДОВЛАСТИЕ характеризует РФ как демократическое государство и означает,

что единственным источником власти является народ РФ(ст.3)

РФ как федерация состоит из частей,имеющих статус субъектов государства (республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения-всего

89 субъектов) Каждый субъект имеет свои основные законы (конституции, уставы).

Основные законы субъектов могут отличаться друг от друга(в этом отличие от

унитарных государств) Но при этом принцип федерализма подразумевает:

- государственную целостность РФ;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ

и органами гос. власти субъектов РФ;

- равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос.

власти (ст.5).

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА выражается в верховенстве Конституции и связанности

государства правом.

По горизонтали власть делится на 3 ветви власти:

- законодательную

- исполнительную

- судебную

По вертикали власть делится между органами гос. власти РФ и органами гос. власти

субъектов РФ.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве гос. власти, ее единстве и независимости.

РФ является полноправным членом мирового сообщества, она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Система органов гос. власти в РФ

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Такое разделение сделано с целью:

1. Специализации органов гос. власти по функциям(разработка законов, их исполнение,

разрешение правовых споров).

2. Предотвращения концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом гос. власти.

3. Уравновешивания, сдерживания друг друга различными ветвями власти.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов гос. власти.

Орган гос. власти - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть

государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регламентируется правом.

Классификация органов гос. власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти и и принадлежности к тому или иному уровню власти

(федеральному или субъекта РФ)

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное

Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется

в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Санкт-Петербургское

городское собрание и т.п.).

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совета Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от каждого субъекта:

1 от представительного органа власти субъекта РФ, второй от исполнительного органа

власти субъекта РФ(всего 178 депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению С Ф отнесены

3 группы вопросов:

1.исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ

2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата

должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой

3.полномочия по самоорганизации: решение С Ф считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Полномочия ГД делятся на:

1. исключительные (ст. 103)

2. законодательные, реализуемые в форме принятия законов

3. полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании,

квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных

конституционных законов.

Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ (ПРФ), а на уровне субъектов РФ правительства субъектов РФ.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным

конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами, Указами Президента РФ.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Гос. Дума может выразить недоверие Председателю ПРФ. После чего Президент может согласиться с решением ГД и объявить об отставке ПРФ. либо нет. ПРФ исполняет все гос. функции:

- регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет,осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др.

Наряду с ПРФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции: министерства, гос.комитеты, комитеты, федеральные службы РФ и иные органы исп. власти.

На уровне субъектов РФ исп. власть наряду с правительствами субъектов осуществляют

департаменты, комитеты, управления и иные органы исп. власти.

Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:

- самостоятельность судебной власти, независимость ее от других ветвей власти;

- независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей;

- осуществление правосудия только судом;

- состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве;

- гласность судебного разбирательства.

Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается КРФ и

КФЗ «О судебной системе РФ» Структура суд. системы РФ:

1. Федеральные суды.

2.Конституционные(уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд РФ.

2. Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, специализированные суды. Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.

3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные

суды субъектов РФ. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 КРФ КФЗ «О Конституционном Суде РФ»

В компетенцию Конституционного Суда входит обеспечение верховенства и прямого действия КРФ на всей территории РФ, защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный статус человека и гражданина в РФ

Правовой статус (ПС) человека и гражданина-это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-

правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции,

называются конституционным статусом (КС). Они образуют относительно небольшую

часть всех прав, свобод и обязанностей.

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права.(гражданском, трудовом, семейном и др.)

КС определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно

включает:

1.права и свободы

2.обязанности

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности(имущественной, трудовой, семейной и т.п.)

КС основывается на след. основных принципах:

1.человек, его права и свободы – высшая ценность(ст.2)Признание,соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

2.граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6).

3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17).

4.основные права и свободы гарантированы государством (ст.45).

ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Эта такие условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на государство и всю

систему государственных органов (Ст.45,ст.80).

Ст.18 КРФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.Это означает, что все законы, деятельность органов гос. власти и местного самоуправления должны ориентироваться на права и свободы человека и гражданина,

исходить из них, обеспечивать и защищать эти права и свободы.

Сам человек вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законами,

вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге(ст.46)

Различают общие(политические, социально-экономические) и юридические гарантии.

Юридические гарантии -это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека.

Гражданство-это определенное политико-правовое состояние человека, выражающее

его юридическую принадлежность к конкретному государству. ФЗ «О гражданстве РФ»

Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина к. могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической

обязанности со стороны органов власти и других субъектов права (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище и т.п.).

Конституционные свободы - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина, которые он может реализовывать самостоятельно,не вступая в правоотношения с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод предполагает лишь невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти (свобода слова, вероисповедание и т.п.).

Правами и свободами пользуются по желанию. Нежелание ими пользоваться по закону

не преследуется.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Это предписанный и закрепленный в КРФ определенный вид и мера должного поведения.

За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены юридические санкции

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД

По сферам жизнедеятельности (таблица 1)

личные(граждан- ские) политические экономические социальные культурные
связаны с индивидуальной, частной жизнью и принадлежат каждому человеку от рождения связаны с на- личием граж- данства      
на жизнь на участие в уп- равлении дела-ми государства на частную собственность и возможность ее наследование на жилище на участие в культурной жизни, на пользование культ. учреждениями, на доступ к культурным ценностям
на защиту чести и достоинства на объединение, свободу союзов, партий и т.д. свобода эконо мической дея- тельности на охрану здо- ровья и медиц. помощь свобода творчества и препо давания
на свободу и ли- чную неприкос- новенность на собрания,ми- тинги,демонст- рации,шествия, пикетирование   на образование  
на неприкосно-венность жилища избирать и быть избранным   на социальное обеспечение  
  на свободу пере- движения и выбор места жи- тельства равное право доступа к лю- бым должнос- тям   на труд в нор- мальных усло- виях  
         
на неприкосно- венность личной жизни петиций(обраще- ний) в государ. органы   на отдых  
свобода мысли, слова на информацию   на благоприят- ную окр.среду, информацию о ее состоянии  
свобода совести, вероисповеданий     свобода труда  
уголовно-право- вые и процессу- альные гарантии        

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1. соблюдать Конституцию РФ и законы РФ(ст.15)

2. платить налоги и сборы (ст.57)

3. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58)

4. защищать отечество (ст.59)ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

5. получения детьми основного общего образования (ст.43) Возлагается на родителей

или лиц, их заменяющих.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: