Механизм государства и механизм функционирования государственной власти

Задачи и функции государства

Задачи и функции государства обусловлены его социальной сущностью. Если государство выражает интересы одного класса в ущерб интересам других классов, оно ставит перед собой узкоклассовые задачи и основы функций государства будут сводится в первую очередь к обеспечению классового господства, охране собственности господствующих классов. Все остальные задачи отходят на второй и трений план. Точно так же обстоит дело в случае господства какого-то клана, какой-то группы людей. Клановые или групповые интересы будут предопределять всю деятельность государства. Другое можно ожидать, если государство выражает интересы подавляющей части народа. Тогда на первый план выходят заботы об общем благе общества и государства. Тогда первостепенное значение приобретают права и свободы человека и гражданина. Общие дела решаются в общих интересах, а не в интересах властвующих.

Вместе с тем любое государство решает внутренние задачи своего общества и задачи внешние. Те и другие могут относится к экономической сфере, к области политики, культуры, охраны прав и свобод, поддержанию правопорядка, обеспечению мира или ведению войн. Задачи государства обуславливают его функции.

Осуществление функций государства требует образования властных структур. Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Всё это обуславливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности.

В механизме любого государства выделяют по меньшей мере четыре структурные части:

1) Законодательные органы (парламент, советы, собрания, и т.д.), призванные к установлению основополагающих норм права.

2) Исполнительные органы (кабинеты министров, министерства, ведомства, администрации и т.д.), призванные обеспечить исполнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов.

3) Органы юрисдикции (суд, арбитраж, прокуратуры, следственные органы), которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры.

4) Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т.д.), в задачи которых входят принуждение к правомерному поведению, реагирование на правонарушения, проведение карательных мер, исполнение наказаний.

Понятие механизма государства отражает структуру государства в его статике. Но государство – живой организм. Его органы постоянно функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому уместно использовать и другое понятие – механизм функционирования государства.

Под механизмом функционирования государственной власти понимается вся совокупность внутренних факторов, институтов, средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости.

Для характеристики названного механизма следует ответить по меньшей мере на три вопроса:

1) что приводит в действие государство;

2) что объединяет (связывает) один орган государства с другим;

3) что способствует или, напротив, тормозит реальное выполнение функций тем или другим органам государства.

В состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия (взаимодействия), объекты последнего и средства воздействия одной системы на другую, одного органа над другой. Серьезную нагрузку несут такие блоки, как принятие решения, доведение решения до адресатов, контроль за выполнением решений.

К механизму функционирования государства относится всё то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправлением.

Праву в механизме функционирования государства обыкновенно отводится первостепенная роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: