double arrow

Центральная избирательная комиссия РФ

Центральный банк Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации

Федеральные органы с особым статусом не входят ни в одну из трех отраслей государственной власти, но, тем не менее, осуществляют значительные государственные функции и являются составной частью механизма осуществления власти. Прежде всего - это Прокуратура Российской Федерации, которая представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Конституция РФ 1993 г. в отличие от предыдущей Конституции 1978 г. не содержит специальной главы о прокуратуре. Прокуратуре посвящена всего одна ст. 129 гл. 7 "Судебная власть", что не совсем корректно, так как прокуратура не является частью судебной власти или ее отдельным институтом. Ведь в самой же Конституции говорится о том, что "правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ч. 1 ст. 118), а следовательно, не прокуратурой. В ст. 129 говорится о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением вышестоящим прокурорам нижестоящих и Генеральному прокурору РФ. Если в Конституции 1978 г. определялась основная функция прокуратуры, то в действующей Конституции РФ нет никакого упоминания о функциях, задачах, полномочиях прокуратуры и предусмотрено только, что организация и полномочия прокуратуры определяются федеральным законом. Федеральный закон о Прокуратуре РФ был принят еще в 1991 г., впоследствии в него были внесены существенные поправки и изменения.
По Конституции РФ 1993 г. кандидатуру Генерального прокурора определяет Президент РФ, который вносит ее на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации вправе отклонить или утвердить представленную кандидатуру. В случае отклонения кандидатуры Президент должен представить новую. Кроме того, только Президент может вносить предложение в Совет Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора. Окончательное решение по этому вопросу принимает только Совет Федерации.
Конституция 1993 г. установила и новый порядок назначения прокуроров среднего звена. Если раньше согласование при назначении прокуроров требовалось только с республиками в составе РФ, то сейчас при назначении прокуроров всех субъектов Федерации требуется согласование Генеральным прокурором этих кандидатур с субъектами РФ. Практика показывает, что это согласование идет с представительными органами государственной власти субъектов РФ. В Конституции отмечено, что иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. К ним относят специализированные прокуратуры - автотранспортную, военную, природоохранительную и другие. Самая многочисленная категория - руководители городских и районных прокуратур, которые тоже назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Прокуратура информирует федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Недопустимо никакое вмешательство в осуществление прокурорского надзора. Никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица, средства массовой информации не могут оказывать какое-либо давление на прокурора с целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствовать его деятельности. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать сведения предварительного следствия и материалы проверок до их завершения. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному и обязательному исполнению в установленный законом срок. Неисполнение должностными лицами и гражданами требований прокурора влечет установленную законом ответственность.
Прокуратура рассматривает и разрешает заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушениях закона, а также жалобы на вступившие в силу решения судов от лиц, имеющих процессуальное право на обжалование. Все жалобы, поступившие в прокуратуру, рассматриваются в течение месяца, а жалобы на нарушение конституционных прав рассматриваются в пятидневный срок. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры к привлечению к ответственности граждан и должностных лиц, допустивших нарушение прав и свобод граждан, законных интересов организаций, учреждений и предприятий. Законом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решения или действия которого принесена жалоба.
Одной из основных функций прокуратуры является надзор в пределах ее компетенции за исполнением законов участниками общественных отношений.

  • В соответствии с действующим законодательством прокуратура осуществляет надзор за:
    • исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими нормативных актов;
    • соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
    • исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • исполнением законов административными органами и учреждениями, исполняющими наказание и применяющими назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • Осуществляя надзор за исполнением законов (общий надзор), прокурор может использовать предоставленные ему законом права:
    • беспрепятственно входить на территорию и в помещение предприятий;
    • проверять исполнение законов в связи с имеющимися у него сведениями;
    • требовать от должностных лиц необходимых сведений и документов, материалов;
    • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов.

В случае установления факта нарушения законных прав и интересов личности, прокурор вправе своим постановлением освободить незаконно задержанного административными органами, опротестовать противоречащие закону акты либо обратиться в суд за защитой законных прав и охраняемых законом интересов граждан, возбудить уголовное дело либо производство об административном нарушении, внести представление об устранении нарушений закона. Но прокуратура не может подменять собой другие органы и организации, следящие за соблюдением законов, и не может вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Прокурор обязан разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного ущерба.
Большое значение имеет надзор за соблюдением и исполнением законов в деятельности таких органов, как ФСБ, МВД, пограничная служба, налоговая полиция, служба внешней разведки, таможня и т.д. В данном случае прокурорский надзор должен быть средством предотвращения нарушений в этой сфере. Прокурорский надзор является также важным средством предупреждения нарушений закона в местах содержания лиц под стражей, местах лишения свободы, местах предварительного заключения, следственных изоляторах и т.д. Прокуроры обязаны периодически проверять такие учреждения, знакомиться с документами, на основании которых лица, содержащиеся в этих учреждениях, лишены свободы.
Особая функция прокурора - участие в рассмотрении дел судами. Прокурор выступает в качестве стороны (государственного обвинителя) в судебном разбирательстве, и вместе с тем он осуществляет надзорные функции в отношении судебных решений (в уголовном процессе). В гражданском процессе прокурор, не подменяя истца, выступает, если этого требуют интересы государства и граждан. Он предъявляет иск в защиту заинтересованных лиц. В ряде случаев закон предусматривает обязательное участие прокурора в рассмотрении некоторых категорий гражданско-правовых дел (о невключении в списки избирателей, по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, по делам о признании недееспособности или частичной дееспособности лица). Прокурор обладает значительными полномочиями в судебной сфере, особенно если суд принимает незаконное или необоснованное решение. В этом случае прокурор может принести протест в вышестоящий суд на необоснованное или незаконное решение нижестоящего суда. Прокурор может затребовать в суде любое дело или даже целую категорию дел, по которым решение уже вступило в законную силу и в случае обнаружения незаконного или необоснованного решения, он приносит протест в порядке надзора или обращается к вышестоящему прокурору.
Самостоятельная функция прокуратуры - расследование преступлений, что является также формой защиты прав граждан от преступных посягательств. Прокуратура проводит расследование дел, отнесенных законом к ее компетенции, кроме того, прокурор вправе принять к своему производству или поручить расследовать нижестоящему прокурору или следователю любое преступление.
Прокуратура обладает функцией координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими правонарушениями (органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы) и других правоохранительных органов. Это предусматривает и координация деятельности в сфере борьбы с преступностью общефедеральных законодательных, исполнительных и судебных органов и аналогичных органов субъектов Федерации. В целях координации деятельности указанных выше органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.
Прокуратура участвует в правотворческой деятельности. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. По Конституции 1993 г. Генеральный прокурор не обладает правом законодательной инициативы, хотя по Конституции 1978 г. он таким правом обладал.

Порядок формирования и полномочия Счетной палаты регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 18 ноября 1994 г. "О Счетной палате РФ", другими нормативными правовыми актами.
Счетная палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным собранием и подотчетный ему. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Основные задачи Счетной палаты заключаются в организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению.

  • С этой целью Счетная палата:
    • определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральных внебюджетных фондов;
    • определяет оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет фондов государственного бюджета, или влияющих на формирование и исполнение государственного бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • осуществляет анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и готовит предложения, направленные на их устранение;
    • осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
    • регулярно представляет Совету Федерации и Государственной думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Законом устанавливаются принципы, на которых осуществляется контроль Счетной палаты за исполнением федерального бюджета. Это принципы законности, объективности, независимости и гласности.
В соответствии с Законом "О Счетной палате" в состав Счетной палаты входят Председатель, заместитель, аудиторы и аппарат Счетной платы. Председатель Счетной палаты и половина состава аудиторов (6 человек) назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной думой, а заместитель председателя Счетной палаты и половина состава аудиторов (6 человек) назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации. Счетная палата назначается сроком на шесть лет. Закон предусматривает, что Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут состоять в родственных отношениях с высшими руководителями государства (Президентом РФ, председателями Совета Федерации и Государственной думы, Председателем Правительства, руководителем администрации Президента, Генеральным прокурором, председателями Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ).
Председатель Счетной палаты и его заместитель представляют Совету Федерации и Государственной думе отчеты о работе Счетной палаты, представляют Счетную палату в органах государственной власти РФ и за рубежом. Они имеют право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, в заседаниях Правительства и его президиума.
В составе Счетной палаты двенадцать аудиторов, которые являются должностными лицами, возглавляющими определенное направление деятельности Счетной палаты, которое охватывает комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности каждого аудитора устанавливается коллегией Счетной палаты. Аудиторы в пределах своей компетенции самостоятельно решают все вопросы деятельности своего направления и несут ответственность за ее результаты. Они имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, а также комиссий федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных работников (около 800 человек). Инспекторы организуют и проводят контроль в пределах компетенции Счетной палаты.
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности на основе годовых и текущих планов и программ.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе и на их аппараты) и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды; а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и другие объединения, вне зависимости от вида и форм собственности; если они получают, перечисляют или используют средства из федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета, федеральной собственности и предоставленных государством льгот и привилегий.
Все органы государственной власти и другие организации и учреждения, подконтрольные Счетной палате, независимо от форм собственности обязаны предоставить по запросам Счетной палаты необходимую информацию и документацию для проведения соответствующих проверок. За отказ в предоставлении требуемой информации и документации наступает ответственность по закону, как за отказ от выполнения требования государственных органов. По итогам проверок составляется отчет, за достоверность которого несут персональную ответственность должностные лица Счетной палаты. О результатах проверки сообщается в Государственную думу и Совет Федерации, органы исполнительной власти, учреждения и организации, а при нарушении закона, влекущем уголовную ответственность, материалы передаются в правоохранительные органы.
Кроме того, Счетная палата осуществляет контроль за управлением и обслуживанием внутреннего и внешнего долга РФ; законностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций, предоставлением государственных средств, средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям; контроль за формированием и эффективностью использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ; за поступлением средств в федеральный бюджет от распоряжения государственным имуществом (его приватизации, продажи), от управления объектами федеральной собственности и т.д.
Кроме того, Счетная палата проводит экспертизы и дает заключения по проекту федерального бюджета, проблемам бюджетно-финансовой политики, проектам законодательных актов, проектам международных договоров и программ, по которым используются средства государственного бюджета. Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной властей.
При осуществлении своих функций Счетная палата взаимодействует с контрольными органами при Президенте и Правительстве РФ, правоохранительными органами, службой внешней разведки, ФАПСИ, Министерством финансов и его контрольными органами и другими организациями. Государственная и налоговая служба и другие органы должны давать Счетной палате необходимую ей информацию и предоставлять сотрудников службы для помощи в проведении отдельных проверок. По результатам проведенных Счетной палатой проверок материалы проверок направляются в органы государственной власти, руководителям предприятий и учреждений с предписанием принятия необходимых мер. В случае выявления денежных или материальных злоупотреблений, материалы проверок передаются в правоохранительные органы.
Законом "О Счетной палате" устанавливаются определенные гарантии независимости деятельности Счетной палаты. В частности, Председатель, заместитель, аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты Федерального собрания, а уголовное преследование этих лиц может быть инициировано только по представлению Генерального прокурора РФ. Инспекторы Счетной палаты могут быть привлечены к уголовной ответственности только с согласия коллегии Счетной палаты. Председатель и заместитель председателя Счетной палаты могут быть досрочно освобождены от своих должностей только в случае нарушения ими закона решением квалифицированного большинства в 2/3 голосов депутатов соответствующей палаты Федерального собрания.
Счетная палата периодически предоставляет соответствующим государственным органам и общественности информацию о своей деятельности, ежегодный отчет Счетной палаты публикуется в ежемесячном бюллетене Счетной палаты. Информация для депутатов по результатам проверки, связанная с сохранением и обеспечением государственной тайны, предоставляется на закрытых заседаниях Федерального собрания.
В соответствии с законом деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с досрочным роспуском Государственной думы.

Центральный банк создается и в определенной степени контролируется Государственной думой. Государственная дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ. По Конституции только Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка, и он же может поставить перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка. Государственная дума назначает также членов совета директоров Центрального банка. И хотя в назначении и освобождении от должности Председателя Центрального банка участвует Президент и Государственная дума, Центральный банк по своему правовому положению является абсолютно автономным и самостоятельным органом государственной власти, не являясь органом ни законодательной, ни исполнительной власти. Его правовое положение определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке РФ" от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями. Центральный банк представляет Государственной думе годовой отчет о своей деятельности и заключение аудиторской проверки.
Центральный банк тесно взаимодействует с правительством по различным направлениям финансово-денежной политики, но ни правительство РФ, ни другие органы государственной власти или органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в функции и полномочия Центрального банка РФ или оказывать какое-либо влияние на его деятельность. Закон прямо устанавливает, что в пределах своих полномочий Центральный банк РФ независим с своей деятельности, хотя вся его деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства, и только федеральный закон может внести изменение в статус банка.
Основная функция банка - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Кроме того, Конституция (ч. 1 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а введение и эмиссия других денег, кроме рубля, не допускаются.
Нормативные акты Центрального банка РФ, издаваемые им в порядке осуществления своих полномочий, обязательны для всех органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; всех физических и юридических лиц.

Центральная избирательная комиссия РФ является постоянно действующим коллегиальным органом государственной власти.
Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 5 сентября 1997 г. с изменениями от 30 марта 1999 г. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ и по проведению референдума Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия состоит из пятнадцати членов, и срок ее полномочий - четыре года. Формируется она особым способом. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной думой. Кандидатуры на эти должности предлагают депутатские объединения. Пять членов назначаются Советом Федерации. Кандидатуры на эти должности предлагают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, и пять членов Центральной избирательной комиссии назначает персонально Президент РФ. Из своего состава Центральная избирательная комиссия путем тайного голосования избирает председателя, заместителя председателя и секретаря.
В своих действиях Центральная избирательная комиссия полностью самостоятельна, она неподконтрольна и неподотчетна никакому органу государственной власти. Центральная избирательная комиссия издает инструкции и разъяснения по вопросам единообразного применения избирательного законодательства, вопросам подготовки и проведения выборов, определения их результатов и т.д. Документы, издаваемые Центральной избирательной комиссией, регулируют практически все сферы подготовки и проведения выборов.
В соответствии с законом полномочия Центральной избирательной комиссии довольно значительны.

  • Совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ она в первую очередь:
    • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и их права на участие в референдумах, контроль за законностью выборов, организует общегосударственную систему регистрации избирателей;
    • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
    • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, контролирует их целевое использование;
    • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и т.д.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных избирательных комиссий краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Центральная избирательная комиссия осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, используя в том числе и систему "ГАС - выборы". Члены Центральной избирательной комиссии работают под руководством председателя и могут быть досрочно освобождены от своих должностей только по решению органа, назначившего их на эту должность. Более конкретно и детально полномочия Центральной избирательной комиссии определяются в законах о выборах Президента РФ, выборах депутатов Государственной думы, проведении референдума в РФ.
Изменения в статусе Центральной избирательной комиссии могут быть внесены только в связи с принятием новых федеральных избирательных законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: