Литература
Контрольные вопросы
Таблица 5 Изменение состояния RS триггера
Таблица 5.3 - Передаточная характеристика элемента НЕ
Рабочее задание
Загрузить программу Work Bench. Схемы включения элементов НЕ, И и ИЛИ приведены на рисунках 5.6-5.10.
2. Включить схему в работу и, изменяя входное напряжение на логическом элементе НЕ, а также напряжение источника Uвх (рис. 6), наблюдать изменение выходного состояния. Напряжение на входе изменять от 1 В до 2 В с шагом 0.5 В, в диапазоне от 2 В до 3 В с шагом 0.2 В, далее до 3 В с шагом 0.5 В. Результаты измерений занести в табл. 5.3, по результатам измерений построить передаточную характеристику логического элемента НЕ (Uвых – f(Uвх)).
| Параметр | Измерено | |||||||||
| Uвх, В | 1.0 | 1.5 | 2.0 | 2.2 | 2.4 | 2.6 | 2.8 | 3.0 | 3.5 | 4.0 |
| Uвых, В | ||||||||||
| Лог. состояние выхода |
3. Изменяя входные сигналы на входах логических элементов И и ИЛИ при помощи управляемых ключей 1, 2, 3 и 4 (см. рис. 7, 8), наблюдать за изменениями выходных состояний элементов. Результаты наблюдений занести в табл. 5.4.
Таблица 5.4 - Работа элементов И и ИЛИ
| Элемент И | Элемент ИЛИ | ||||||||
| ключ 1 | ключ 3 | ||||||||
| ключ 2 | ключ 4 | ||||||||
| выход | выход |
4. Изменяя входные состояния RS триггера (при помощи ключей R и S), наблюдать изменение выходного состояния. Схема включения RS триггера приведена на рис. 5.9. Результаты наблюдения занести в табл. 5.5.
| Сигнал | Состояние | ||||||
| R | |||||||
| S | |||||||
| Выход |
5. Изменяя входные состояния счётного устройства на D триггерах (при помощи ключей R, S и C, см. рис. 5.10), наблюдать за изменениями выходного состояния. Результаты наблюдения занести в табл. 6.
Таблица 6 - Работа счётного устройства
| Сигнал | Состояние | ||||||||
| R | |||||||||
| S | |||||||||
| C | |||||||||
| Q1 | |||||||||
| Q2 | |||||||||
| счёт | |||||||||
|
| ||||||||
| Рисунок 5.6 - Схема включения логического элемента НЕ | Рисунок 5.7 - Схема включения логического элемента И | ||||||||
|
| ||||||||
| Рисунок 5.8 - Схема включения логического элемента ИЛИ | Рисунок 5.9 - Схема включения RS триггера | ||||||||

Рисунок 5.10 Схема счетного устройства на D триггерах
• Что такое логическая переменная и логический сигнал? Какие значения
они могут принимать?
• Что такое таблица истинности? Приведите пример.
• Какие логические элементы составляют базовый набор?
• Какие логические функции выполняет дешифратор?
• Каково назначение входов управления в дешифраторе? Как влияет сигнал
управления на выходные функции дешифратора?
• Функцию какого электрического устройства выполняет мультиплексор для
логических сигналов?
• Каким логическим уравнением описывается работа мультиплексора 2x1 с
управляющим входом?
• Опишите принцип работы RS -, JK -, D - и Т -триггеров.
• Как с помощью JK - и D -триггеров реализовать счетный триггер?
• Почему Т -триггер называют счетным?
• На основе каких триггеров и как можно реализовать двоичный счетчик?
• Что следует для этого сделать?
• Как преобразовать суммирующий счетчик в вычитающий?
• Что такое коэффициент пересчета счетчика?
• Какими способами можно изменить коэффициент пересчета счетчика?
• Каковы основные параметры цифровых микросхем серий ТТЛ и ТТЛШ?
• От чего может зависеть качество полученных результатов?
Номер варианта V выбирается студентом на пересечении строки и столбца таблицы по двум последним номерам своей зачетной книжки, С1 - номер предпоследней цифры; С2 - номер последней цифры:
| С2 С1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
| 0 | ||||||||||
| 1 | ||||||||||
| 2 | ||||||||||
| 3 | ||||||||||
| 4 | ||||||||||
| 5 | ||||||||||
| 6 | ||||||||||
| 7 | ||||||||||
| 8 | ||||||||||
| 9 |
Задание к лабораторной работе №2
| № | ЕБ, В | Ек, В | R1, % |
| таблица 2.1 | Таблица 2.2 | ||
| 1 вариант | |||
| 1,25 | |||
| 2,5 | |||
| 5,0 | |||
| 1,25 | |||
| 2,5 | |||
| 5,0 | |||
| 2 вариант | |||
| 1,1 | |||
| 2,2 | |||
| 4,4 | |||
| 1,1 | |||
| 2,2 | |||
| 4,4 | |||
| 3 вариант | |||
| 1,0 | |||
| 2,0 | |||
| 4,0 | |||
| 1,0 | |||
| 2,0 | |||
| 4,0 | |||
| 4 вариант | |||
| 0,65 | 2,6 | ||
| 1,3 | 2,6 | ||
| 2,6 | 2,6 | ||
| 0,65 | 5,2 | ||
| 1,3 | 5,2 | ||
| 2,6 | 5,2 | ||
| 5 вариант | |||
| 0,9 | |||
| 1,8 | |||
| 3,6 | |||
| 0,9 | |||
| 1,8 | |||
| 3,6 | |||
| 6 вариант | |||
| 0,8 | |||
| 1,6 | |||
| 3,2 | |||
| 0,8 | |||
| 1,6 | |||
| 3,2 | |||
| 7 вариант | |||
| 0,7 | |||
| 1,4 | |||
| 2,8 | |||
| 0,7 | |||
| 1,4 | |||
| 2,8 | |||
| 8 вариант | |||
| 0,6 | |||
| 1,2 | |||
| 2,4 | |||
| 0,6 | |||
| 1,2 | |||
| 2,4 | |||
| 9 вариант | |||
| 1,2 | |||
| 2,4 | |||
| 4,8 | |||
| 1,2 | |||
| 2,4 | |||
| 4,8 | |||
| 10 вариант | |||
| 1,15 | 4,6 | ||
| 2,3 | 4,6 | ||
| 4,6 | 4,6 | ||
| 1,15 | 9,2 | ||
| 2,3 | 9,2 | ||
| 4,6 | 9,2 | ||
| 11 вариант | |||
| 1,05 | 4,2 | ||
| 2,1 | 4,2 | ||
| 4,2 | 4,2 | ||
| 1,05 | 8,4 | ||
| 2,1 | 8,4 | ||
| 4,2 | 8,4 | ||
| 12 вариант | |||
| 0,95 | 3,8 | ||
| 1,9 | 3,8 | ||
| 3,8 | 3,8 | ||
| 0,95 | 7,6 | ||
| 1,9 | 7,6 | ||
| 3,8 | 7,6 | ||
| 13 вариант | |||
| 0,85 | 3,4 | ||
| 1,7 | 3,4 | ||
| 3,4 | 3,4 | ||
| 0,85 | 6,8 | ||
| 1,7 | 6,8 | ||
| 3,4 | 6,8 | ||
| 14 вариант | |||
| 0,75 | |||
| 1,5 | |||
| 3,0 | |||
| 0,75 | |||
| 1,5 | |||
| 3,0 | |||
| 15 вариант | |||
| 0,5 | |||
| 1,0 | |||
| 2,0 | |||
| 0,5 | |||
| 1,0 | |||
| 2,0 |
Задание к лабораторной работе №3
| № варианта | V1=V2, В |
| 9,5 | |
| 9,0 | |
| 8,5 | |
| 8,0 | |
| 7,5 | |
| 7,0 | |
| 6,5 | |
| 6,0 | |
| 5,5 | |
| 5,0 | |
| 4,5 | |
| 4,0 | |
| 3,5 | |
| 3,0 |
Задание к лабораторной работе №4
| № варианта | V1=V2, В | Up1,B | Up2,B | Up3,B | A, B |
| -2,5 | 1,7 | 7,0 | |||
| 9,5 | -2,4 | 1,8 | 6,5 | ||
| 9,0 | -2,3 | 1,9 | 6,0 | ||
| 8,5 | -2,2 | 2,0 | 5,5 | ||
| 8,0 | -2,1 | 2,1 | 5,0 | ||
| 7,5 | -2,0 | 2,2 | 4,5 | ||
| 7,0 | -1,9 | 2,3 | 4,0 | ||
| 6,5 | -1,8 | 2,4 | 3,5 | ||
| 6,0 | -1,7 | 2,5 | 3,0 | ||
| 5,5 | -2,45 | 1,75 | 2,5 | ||
| 5,0 | -2,35 | 1,85 | 2,0 | ||
| 4,5 | -2,25 | 1,95 | 1,5 | ||
| 4,0 | -2,15 | 2,05 | 1,0 | ||
| 3,5 | -2,05 | 2,15 | 0,5 | ||
| 3,0 | -2,0 | 2,1 | 2,0 |
1. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях: Практикум по Еlectronics Workbench: В 2 т./ Под общей ред. Д.И. Панфилова – Т.1: Электротехника. – М.: ДОДЭКА, 1999. – 304 с.
2. Основы автоматики: Учебное пособие для вузов / А.С. Гордеев. – Мичуринск.: МичГАУ, 2006. – 220 с.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент научно – технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Мичуринск – Наукоград
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ИЗУЧЕНИЕ ДАТЧИКОВ ТЕМПЕРАТУРЫ






