Тема 9. Особенности сертификации работ и услуг.
Наряду с обязательной и добровольной сертификацией продукции в мировой и отечественной практике все шире применяется сертификация работ и услуг. Основными регламентирующими документами в этой области являются Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. №17, и правила (порядки) сертификации однородных работ и услуг.
При сертификации работ и услуг применяют законодательные акты Российской Федерации, правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг (утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации), государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, устанавливающие обязательные требования к работам и услугам.
Схемы сертификации конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливаются в правилах сертификации однородных работ и услуг.
|
|
Действующим законодательством предусмотрено, что во всех схемах сертификации (если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг) могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации. К таким документам относятся:
• результаты экспертных оценок;
• данные социологических обследований;
• протоколы испытаний;
• договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
• техническая и другая документация исполнителя работ и услуг;
• акты проверок, заключения и сертификаты, как специальных органов, контролирующих качество и безопасность работ и услуг, так и общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов.
Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает:
• оценку выполнения работ и оказания услуг;
• проверку и испытания результатов работ и услуг;
В свою очередь, оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от выбранной схемы сертификации включает:
• оценку мастерства исполнителя работ и услуг;
• оценку процесса выполнения работ и оказания услуг;
• анализ состояния производства;
• оценку организации (предприятия) — исполнителя работ и услуг;
• оценку системы качества.
Комплексное и эффективное управление качеством предполагает в дополнение к рассмотренным системам сертификации продукции, работ и услуг также сертификацию систем качества.
При этом под системой качества понимается совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Под сертификацией систем качества понимается действие третьей (независимой) стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели или иным нормативным документам, определенным заявителем.