double arrow

Тема 1. Основы методологии исторической науки

ИСТОРИЯ КАК НАУКА, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ I

Заключение

Основы ориентирования на местности по карте

Термин ориентирование происходит от слова orient, который на английском языке означает «восток». Ориентирование начинается с определения сторон света: север, восток, юг, запад. Ориентирование может осуществляться по: компасу, положению Солнца или Полярной звезды, мху на деревьях и камнях и т.п.

Ориентирование карты. Производится при помощи компаса (рис. 35). Верхняя рамка карты является северной рамкой (за исключением некоторых древних карт).

Рис. 35. Компас и карта

Может возникнуть необходимость определить своё положение. Если известны свои координаты – по ним можно нанести своё положение на карту. Если координаты неизвестны – своё положение можно определить относительно местных предметов, изображённых на карте и видимых на местности.

Относительно своего положения можно определить положение интересующих местных предметов: азимут (по транспортиру) и расстояние (по масштабу).

Мы познакомились с вопросом, что есть геодезия, какие основные вопросы решает. Рассмотрели связь геодезии и физической географии.

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

2. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки.

3. Сущность, формы, функции исторического знания.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Происхождение (этимология) понятия «история» и его трактовки. Древнегреческое понимание истории, как «расследования», «изучения», а также любого знания, полученного с помощью изучения («История животных» Аристотеля). Понимание истории как рассказа о прошлом. Принадлежность истории к сфере искусства. Осознание истории как особой науки. История как наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Объект и предмет познания исторической науки, дискуссии об их определении. Прошлое народов, регионов и стран, областей жизни общества и человечества в целом – объект познания исторической науки. Связь между определением предмета истории и мировоззрением историка («Предмет истории сам историчен, что и должно определять наш подход к его рассмотрению» – историк Б.Г. Могильницкий). Различные подходы к выделению предмета исторической науки, разнообразие дефиниций.

Понятие «отрасли исторической науки» (отраслевое строение исторического знания). Дифференциация (специализация) исторического знания по мере его развития. Отрасли исторической науки, изучающие определенные исторические эпохи (история Древнего мира, история античности, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени). Отрасли исторической науки, изучающие регионы и страны, отрасли, изучающие сферы человеческой деятельности.

Место истории в системе наук. Связь истории с другими социально-гуманитарными науками (социология, политология, культурология, этнография, философия, лингвистика и др.).

Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в историческом познании: 1. Историческая география – наука, исследующая условия жизни, среду обитания людей прошлого; 2. Историческая демография – наука о динамике численности и состава населения, способах его воспроизводства в прошлом; 3. Историческая ономастика – наука об именах (ее разделы: топонимика, антропонимика). Другие вспомогательные исторические дисциплины: палеография, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагистика и др. Археология, как специальная историческая дисциплина. Экономическая история и клиометрика. История науки и техники.

2. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической наук. Представление о всеобщем характере исторического процесса, его становление и развитие в российской и зарубежной науке. Основные направления в теории всемирно-исторического процесса: историко-материалистическое, историко-либеральное, историко-технологическое, локально-историческое и др.

Объективные категории истории. 1) Историческое время, расположенность событий во временном ряду, наличие между ними связей. Изменение понятий исторического времени и его связь с периодизацией истории. Способы периодизации истории на ранних этапах развития исторического знания. Выделение всемирно-исторических эпох: Античность, Средние века, Новое время. Периодизация древнейшей истории человечества по признаку употребляемых орудий труда и технологий (каменный век и его этапы, бронзовый и железный век). Цивилизационный (К. Маркс, Ф. Энгельс) и формационный О. Шпенгаер, А. Тойнби) подходы к периодизации истории. Понятие «общественно-экономической формации» (определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производительных сил, производственными отношениями и политической «надстройкой»). Пять общественно-экономических формаций в марксистской теории (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Цивилизационный подход. Дискуссионность и многозначность понятия «цивилизация». Цивилизация, как конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития. Различные системы классификации цивилизаций. Технологическая периодизация истории: традиционный, индустриальный, постиндустриальный периоды. 2) Историческое пространство, как совокупность природно-географических, экономических, политических и общественных процессов, протекающих во времени и на определенной территории. Влияние географического фактора на экономику, быт народов, психологию, особенности социально-политической и культурной жизни. Несовпадение термина «историческое пространство» с конкретной географической территорией. Запад и Восток как исторические макрообщности. 3) Исторический факт, историческое событие, исторический нарратив, явление, процесс прошлого, их отражение в исторических источниках. Исторический факт, как результат научной интерпретации реальности прошлого.

Основные принципы исторического исследования и их взаимосвязь. Принципы историзма: рассмотрение всех явлений в процессе их возникновения, развития, изменения в конкретно-исторической обстановке и взаимной связи. Принцип объективности, опора на факты в их истинном содержание, рассмотрение каждого явления в совокупности характеристик, многогранности. Принцип альтернативности, оценка степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Принцип социального подхода и сложности в его реализации.

Методология истории. Понятие «методология». Общенаучные методы познания в исторической науке. Специальные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, метод исторической периодизации, ретроспективный метод и др. Появление новых методов исторического исследования («нетрадиционные методы исследования»): историко-психологический метод, математические методы в истории и др.

3. Сущность, формы, функции исторического знания. Формы исторического знания. Классификация форм исторического знания в зависимости от качественных ступеней их развития. Элементарная, обыденная форма исторических знаний, как набор представлений о прошлом присущих каждому человеку. Роль школьного образования в систематизации исторических знаний и повышения уровня осмысления прошлого обществом. Научный уровень исторического знания, осознание закономерностей исторического развития.

Историческая память общества как вид коллективной (социальной) памяти. Историческая мифология – элемент исторической памяти. Причины появления исторических мифов.

Функции исторического знания. 1) Научно-познавательная функция: расширение кругозора, овладение опытом предшествующих поколений, выявление закономерностей и направленности общественного прогресса. 2) Мировоззренческая: формирование картины мира, в которой прошлому человеческого общества принадлежит важнейшее место. 3) Прогностическая. Понимание долговременных факторов исторического процесса, его закономерностей позволяет вычленить «вектор развития» и лучше понять современные проблемы в развитии страны, региона, той или иной социальной общности и др. 4) Воспитательная (или «просветительско-воспитательная»). История – коллективная память народа, важнейший элемент его самосознания и фактор нравственности. Изучение истории помогает понять такие категории, как патриотизм, долг перед обществом, осознать положительные и негативные тенденции в современном состоянии общества, опасность негативных явлений (социального эгоизма и пассивности, разного рода экстремистских политических учений и др.).

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в истории России.Специфика цивилизационного развития России и ее включенность в общеевропейские и мировые исторические процессы. Особенности географического положения страны и его воздействие на ее развитие. Дискуссии о соотношении общего и особенного в истории России и о принадлежности ее к тому или иному типу цивилизации: 1) Россия – часть европейской цивилизации; 2) Россия – часть азиатской цивилизации (распространенность данной точки зрения в трудах западных историков); 3) Россия – смешанный «евразийский» тип цивилизации; 4) Россия идет по своему, совершенно особому пути развития.

Участие России в крупнейших исторических событиях, ее влияние на историю других стран. Критика отдельных исторических концепций, преуменьшающих роль России в крупных исторических событиях и процессах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: