Виды издержек и доходов в различных рыночных структурах

Типы рыночных структур и их характеристика

Тип рыночной структуры определяется факторами:

1) количество фирм-производителей, действующих на данном рынке (конкуренты);

2) тип продукта;

3) контроль над ценами, и кем он осуществляется;

4) возможность входа и выхода, условия;

5) действие неценовых факторов конкуренции.

Типы:

1) совершенная конкуренция (абсолютно конкурентный рынок, чистая конкуренция);

2) монополистическая конкуренция;

3) олигополия;

4) чистая монополия (монопольный рынок);

5) монопсония (1 потребитель и много изготовителей).


Характери-стики Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
1. Количество фирм множество фирм (в зависимости от отрасли) достаточно много фирм (СК>МК) несколько крупных фирм одна фирма
2. Тип продукта однородный (стандартный продукт) дифференцированный продукт, т.е. отличающийся от конкурентов и стандартный, и дифференцированный уникальный продукт (нигде никем другим не выпускается)
3. Контроль над ценами отсутствует контроль со стороны отдельного производителя (цена равновесия) существует некоторый контроль (но в малом сегменте) ограничен контроль взаимной зависимости фирм полный контроль монополиста (он определяет P и Q)
4. Условия входа и выхода довольно легко (препятствия отсутствуют) сравнительно легко существенные ограничения вход и выход контролируется монополистом, он препятствует появлению конкурента на рынке
5. Неценовые факторы конкуренции (реклама и маркетинг) практически отсутствуют очень сильны (особенно в розничной торговле) О<МК, но все же есть, и на рекламу тратятся большие деньги в основном, факторы не нужны

Издержки:

· постоянные;

· условно-постоянные;

· переменные.

Переменные издержки − variable costs VC изменяются с увеличением объема выпуска (применительно ко всему продукту).    
Средние переменные издержки − average variable costs AVC (применительно к 1 акту).
Условно-постоянные издержки − fixed costs FC  
Совокупные издержки − total costs TC TC = VC + FC
Средние издержки − average costs AC
Предельные издержки − marginal costs MC. Это те издержки, с которыми связан выпуск одной дополнительной единицы товара.

Издержки:

· явные;

· неявные.

Явные (хозяйственные) представляют собой традиционно совокупность переменных и постоянных затрат (т.е. реальные затраты). Они обусловлены самим процессом создания товара.

Неявные (альтернативные, издержки упущенной выгоды, вмененные издержки) обусловлены предпринимательским выбором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: