Установление цен в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке груза

Классификация цен.

Понятие и сущность системы цен.

Содержание

Система цен.

:

.1.Понятие и сущность системы цен.

.2. Классификация цен.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном движении под воздействием ряда факторов*. Система цен состоит из отдельных блоков цен, взаимозависимых и взаимодействующих.

Система цен – единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения* между участниками национального и мирового рынков.

В основе взаимосвязи всех цен лежат следующие принципы:

1. Все цены формируются на основе законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции.

2. Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых находит отражение в реализации товаров и услуг, а, следовательно, в ценах, взаимосвязаны.

Изменение цен в одном из блоков системы быстро передается во все другие блоки. Вместе с тем, взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных цен на конкретный экономический продукт внутри блоков. Так же необходимо отметить тесную связь между системой цен и внешней экономической средой. На изменения в системе цен оказывают влияния следующие составляющие факторы*:

- Объемы и способы организации товарного производства;

- Наличие различных форм собственности;

- Типы конкуренции и другие, о которых мы более подробно будем говорить ниже.

По ряду экономических признаков все цены разделяются на виды и подвиды. Выделяют следующие виды цен:

1. В зависимости от обслуживаемых отраслей экономики.

2. В зависимости от участия государства в ценообразовании.

3. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке.

4. В зависимости от стадий ценообразования

5. В зависимости от характера информации.

Цены, обслуживающие национальную экономику, формируются с учетом особенностей отраслей национального хозяйства.

Различают:

1. Оптовые цены на продукцию промышленности это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены подразделяют на два подвида – оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют производственную продукцию потребителям (другим предприятиям и организациям, сбытовым и оптовым предприятиям торговли).

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена, применяемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы. Трансфертная цена может использоваться как в отношении сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, так и по услугам. Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям.

2. Розничные цены – цены на потребительские товары - цены, по которым товары реализуются в торговой сети населению при относительно небольшом объеме индивидуальных продаж. Они обслуживают оборот товаров, которые, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

3. Цены на строительную продукцию – устанавливаются на объекты типового и индивидуального строительства.

Оптовые цены типовых строительных объектов, учитывающие максимальные размеры затрат на строительство отдельного типового объекта называются сметная стоимость.

Усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м. жилой площади, 1 кв.м. малярных работ и др.) называется прейскурантной ценой.

На строительные объекты, возводимые по индивидуальным проектам, устанавливается договорная цена, учитывающая объем и сложность строительно-монтажных работ, сроки и качество исполнения.

4. Закупочные цены – оптовые цены государственных сельхоззакупок у предприятий, организаций, населения, по которым сельскохозяйственная продукция закупается у предприятий, организаций и населения. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии, и создания государственных стратегических запасов.

5. Тарифы транспорта и связи - цена перемещения грузов, пассажиров, почтовых отправлений и информации.

Транспортные тарифы – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая с отправителей, - различаются по видам транспорта (автомобильные тарифы, железнодорожные тарифы, авиационные тарифы и т.д.). Устанавливаются различные ставки тарифов для перевозки грузов и пассажиров. В тариф включают время и расстояние, на которое производится перемещение. Тарифы также учитывают классность грузо - и пассажироперевозок.

Тарифы связи – плата за перемещение почтовых отправлений и информации взимаемая с пользователей услугами связи. Учитывают расстояние и скорость перемещения отправлений и информации, способ связи (телеграф, телефон, факс и т.д.)

6. Тарифы на платные услуги населению – обладают определенной спецификой, так как отражают цену не на продукт в материально-вещественной форме, а на изменяемое качество имеющегося продукта. При установлении тарифов (расценок) учитывается объем работ, качество и сроки исполнения. Типичным примером таких тарифов является оплата бытовых услуг.

6. Внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляются экспорт и импорт товаров и услуг. Формирование этой группы цен отличается от формирования других групп национальных цен. Экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен таков:

- Выбор на мировом рынке товара-ориентира.

- Приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества товара, условий транспортировки, страхования, хранения, платежа и т.п.).

- Включение экспортной пошлины.

- Перевод в российскую валюту по курсу Банка России на дату заключения сделки.

Импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом. Цена на импортируемую продукцию устанавливается с учетом таможенных импортных пошлин*, валютного курса*, расходов на реализацию товара* внутри страны.

Установление цен по степени участия государства в ценообразовании. Государство может участвовать или не участвовать в процессе ценообразования. Если цены формируются свободно, в результате взаимодействия спроса и предложения, то их называют рыночными.

Рыночные цены ( товаров, работ, услуг) цены, складывающие в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные цены – рыночные цены, складывающиеся в результате взаимодействия спроса и предложения в условиях конкуренции*.

Монопольные цены – рыночные цены, формирующиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования

Демпинговые цены - рыночные цены. Уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем рыночных цен. Используются как средство вытеснения конкурентов* с рынка и увеличения объемов продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

Регулируемые цены – цены, складывающиеся на рынке в процессе государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные цены.

Фиксированные цены – регулируемые цены строго определенной величины. Их уровень определяется правительством. Действуют для ограниченной группы товаров и услуг.

Предельные цены – регулируемые цены, ограниченные верхним либо нижним пределом, размерами снабженческо-сбытовой* или торговой* надбавки, уровнем рентабельности*.

Регулируемые цены вводятся после предварительного уведомления об изменении цен и их декларирования.

Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров (работ, услуг) от производителя к конечному потребителю. Цена каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товаров (работ, услуг) представлено на схеме 1.

Схема 1.

Формирование цен в процессе движения товаров (работ, услуг).

Элементы цены
Себестоимость (издержки) производства и реализации Прибыль Изготовителя Косвенные Налоги Снабженчиско-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Акцизы НДС Издер-жки посредника При-быль посредника НДС посредника Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
Цены Оптовые изготовителя  
Цены оптовые отпускные  
Цены оптовые закупки  
Цены розничные
                   

Цены оптовые изготовителя – формируются на стадии производства товаров (работ, услуг) являются базой для дальнейшего ценообразования и должны компенсировать затраты производителя на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую предприятием прибыль.

Пример. Расчет оптовой цены изготовителя.

Себестоимость выпуска товара 4 рубля за единицу. Планируемая производителем рентабельность – 20% к издержкам.

Свободная оптовая цена изготовителя составит:

4 + (4*20:100) = 4,8 (руб.)

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги – акциз и налог на добавленную стоимость. Эти цены должны обеспечивать начисление косвенных налогов, важнейшей статьи доходов федерального бюджета. Ставка акциза по подакцизным товарам отечественного производства установлена в процентах к отпускной цене без НДС (но с акцизом!) и показывает долю акциза в этой цене. Наиболее часто встречающаяся ошибка в расчетах – применение ставки акциза в процентах ук цене изготовителя. Ставка НДС также установлена в процентах к отпускной цене без этого налога, но имеет другой смысл. Ставка НДС показывает, на сколько процентов надо увеличить отпускную цену без НДС, чтобы включить в нее этот косвенный налог.

Пример. Расчет оптовой отпускной цены.

Свободная отпускная цена изготовителя 4,8 рубля за единицу товара, ставка акциза 20%, ставка НДС – 20%.

Свободная оптовая отпускная цена товара с акцизом (без НДС) составляет: 4,8: (100% -20%)*100% = 6 (руб.)

Свободная оптовая отпускная цена с НДС равна:

6 + (6*0,2) = 7,2 (руб.)

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены они включают снабженческо-сбытовые надбавки (скидки), которые обеспечивают необходимые финансовые условия для работы посреднического звена. Снабженческо-сбытовая скидка (надбавка) в практике имеет различные названия – посредническая надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и другие, но в любом случае – это стоимость услуги посредника по продвижение товара от производителя к потребителю.

В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами: розничной и оптовой отпускной. Разница между «надбавкой» и «скидкой» проявляется, если они приводятся в относительном выражении (в %). Тогда надбавка – это начисление на оптовую отпускную цену поставщика, а скидка – это доля розничной цены, остающаяся в распоряжении посредника.

Посредническая надбавка (скидка) используется для компенсации издержек обращения посредника (транспортировка, хранение, реклама и т.п.), уплаты НДС и формирования прибыли. Ставки НДС для посреднических снабженческо-сбытовых организаций установлены в процентах к посреднической надбавке (скидке).

Возможны два варианта оптовой цены закупки.

По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (другому посреднику, предприятию торговли) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя или посредника).

По второму варианту, наиболее часто применяемому, оптовая цена закупки рассчитывается как сумма составляющих ее элементов.

Пример. Расчет оптовой цены закупки (по второму варианту).

Оптовая отпускная цена товара – 7,2 рубля. Издержки обращения посредника – 0,7 рубля на единицу товара. Планируемая рентабельность 30%, НДС для посредника – 16,5%.

Сначала определим прибыль посредника: 0,7* 0,3 = 0,21 (руб.)

С учетом того, что в надбавке НДС составляет 16,5%, а издержки обращения с прибылью – 83,5%, величина посреднической надбавки будет равна:(0,7+0,21):83,5*100% =1,09 (руб.)

Минимальная оптовая цена закупки: 7,2 + 1,09 = 8,29 (руб.)

Розничные цены устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые надбавки (скидки), которые обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли. Как правило, торговые надбавки (скидки) определяются в процентах от оптовой цены закупки.

Пример. Расчет розничной цены.

Оптовая цена закупки составляет 8,29 рубля за единицу товара.

Планируемая магазином торговая надбавка – 25%.

Розничная цена рассчитывается следующим образом:

8,29 + 8,29* 0,25 = 10,36 (руб.)

Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Франкирование означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

современной практике применяется система цен «франко». Их взаимосвязь показана на схеме 2.

Схема 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow