Экономический выбор потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Законы Госсена

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Потребитель на рынке находится в сложном положении, т.е. его потребности безграничны, а возможности ограничены. Однако необходимыми условиями выбора потребителя являются его суверенитет, т.е. способность принимать личное, самостоятельное решение, т.о. формируется желание израсходовать свои деньги самым эффективным способом.

Главный фактор потребительского выбора – это полезность. Полезность различается на абстрактную (способность блага удовлетворить какую–либо потребность) и конкретную (означает субъективную оценку полезности данного экземпляра этого блага.

Потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей.

Ценность экономических благ определяется величиной данного блага для конкретного человека. Речь идёт не вообще о величине общей пользы, а о предельной полезности вещи. Предельная, наименьшая полезность определяет ценность блага (рис.9).

Y Y

       
 
   
 


       
 
 
   


Рис. 8. Х Рис. 9. Х

Общая полезность блага Предельная полезность блага

Предельная полезность блага зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и степени насыщения потребности. За промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы будет убывать. Т.е., каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность».

Закон убывающей предельной полезности: начиная с определённого момента, дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. В данном примере, с целью побуждения потребителя к увеличению покупок, необходимо снизить цену.

Т.о., блага имеют различную значимость и их можно упорядочить по мере её убывания, а потребитель переходить от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных.

Поскольку величина дохода ограничена, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все продукты, поэтому ему приходится подбирать такую комбинацию товаров, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей.

Пример. Таблица 1.

Экономический выбор потребителя, максимизирующего полезность.

К-во, шт. Товар А (цена 50р.) Товар Б (цена 100р.)
Предельная п-ть Предельная п-ть на 1 руб. Предельная п-ть Предельная п-ть на 1 руб.
    0,1   0,09
    0,08   0,06
    0,06   0,05
    0,04   0,03
    0,02   0,01

Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через МU, получим равенство:

МUА/РА = МUВ/РВ= …= МUN/РN

В нашем примере 5:50 = 6:100.

1–й закон Госсена: в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает.

2–й закон Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: