Версальский ансамбль
Стиль французской архитектуры середины и второй половины XVII века можно определить как классицизирующее барокко или же классицизм XVII века (в противоположность классицизму XVIII века). Это связано с чрезвычайной лаконичностью, строгостью, репрезентативностью в решении фасадов Версальского дворца, в которых активно используются элементы ордера и барочной роскошью внутреннего убранства интерьеров, блещущих различными оттенками мрамора, позолотой, бронзой, зеркалами, зрительно раздвигающими границы пространства (Зеркальная галерея Версальского дворца, Зал войны). Строгости и торжественности фасадов дворца соответствовала упорядоченность, симметрия партеров и боскетов регулярного парка. Версаль – это долговременная постройка, создававшаяся на протяжении более ста пятидесяти лет многими зодчими. Но основной вклад в строительство Версаля внесли Луи Лево, Жюль-Ардуэн Мансар как архитекторы, Андрэ Ленотр как архитектор-паркостроитель, Шарль Лебрен как художник-декоратор. Эти мастера работали при короле Людовике XIV. Кроме здания Большого дворца Жюль-Ардуэн Мансар создал удивительный по строгости и красоте пропорций Большой Трианон, в композиции фасада которого обращают на себя внимание сдвоенные колонны ионического ордера и мотив французского окна-двери с мелкой расстекловкой переплёта рамы, которое называется порфенэтр.
Слово «импрессионизм» происходит от impression – впечатление. Так называется направление во французской живописи последней трети 19 века. В 1874 году молодые художники (Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Дега) устроили собственную выставку, в которой были представлены работы, отличные от требований официального Салона. Всех этих художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. Одна из картин, представленных на этой выставке, принадлежала Клоду Моне и называлась «Впечатление. Восход солнца». Эта работа и дала название всему направлению, которое фактически существовало вплоть до последней выставки в 1986 году. Творчество последователей импрессионизма входит в понятие постимпрессионизм. Для импрессионизма характерно:
1.Субъективное переживание света, цвета, пространства.
2.Импрессионисты создали новый метод живописи, суть которого в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Они вышли из тёмных мастерских на пленэр.
Клод Моне – выдающийся французский живописец, признанный лидер импрессионизма, с творчеством которого связаны все стадии развития этого направления. В искусстве Моне сосредоточены все наиболее яркие стороны импрессионистического метода живописи. Мастер «оптического анализа», Моне подвергал тщательному отбору оттенки и краски увиденного, прежде чем «бросить» их на холст. Специфика его видения цвета и света была новшеством для того времени, и именно это качество живописи Моне, беглой, лёгкой, создающей колеблющееся световоздушное пространство, выделяет его из мастеров его круга. Несмотря на кажущуюся «незаконченность» работ Моне, они не поверхностны, а по-настоящему глубоки, что всегда свидетельствует о таланте большого художника. Большинство работ Моне, в особенности его пейзажи, являются результатом решения импрессионистических задач взаимодействия цвета и света («Дама в саду», «Лодки на Сене в Аржантёе, «Уголок сада в Монжероне»). Продвигаясь вперёд в своём неуёмном желании постижения цвета и света, Моне всё более разрушал форму, размывал контуры, уничтожал объём и пространство. Казалось бы, всё это должно было привести к неизбежной потере целостности. Но нет, в случае с талантом Моне этого не произошло. Показательны в этом отношении серийные работы Моне, которые наиболее полно свидетельствуют о неустанном интересе Моне к поставленным задачам – «Руанский собор» («Руанский собор утром»), который пишутся до двадцати раз при различном освещении и в разную погоду.