double arrow

Врачебная этика в Древней Греции


«Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике (лат. ethica от греч. ethos — обычай) и правилам врачебного быта в Древ­ней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведе­нии» и «Наставления». По единодушному мнению исследователей ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу. Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспита­нии врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялиськ ним в обществе.

В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скром­ность, ...решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство... Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»)

Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить».

Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем вознаграждении, так как «обращать на это внимание вредно для больно­го». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужест­ранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить... Лучше упре­кать спасенных, чем обрить находящихся в опасности» («Наставления»).




Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущи­ми иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «дер­жать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазя­ми, ибо все это обыкновенно приятно для больных... Он должен быть справед­ливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой неру­шимо следовал в течение всей жизни, ибо «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен».

В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые ли­тературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем).

Наряду с врачебной «Клятвой» в Древней Греции существовали и другие профессиональные клятвы (ваятелей, купцов, свидетелей и т.п.). Все они предполагали помощь и поддержку богов, которые освящали «Клятву», равно как и наказание клятвопреступников (в случае врачебной «Клятвы» это были боги Аполлон, Асклепий, Гигиея и Панакея). Таким образом, «Клятва», дан­ная врачевателем по окончании обучения, с одной стороны, защищала пациен­тов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой — обес­печивала врачевателю полное доверие общества.



Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукос­нительно и были неписаными законами общества, ибо, как говорится в «На­ставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству».

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая изних соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает наци­ональные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития.

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячеле­тий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой ме­дицины классического периода







Сейчас читают про: