Казачество – военное сословие, в котором числилось население ряда районов России. Складывалось постепенно (с XIV в.), по мере расселения на окраинах русских княжеств служилых людей с целью охраны границ. Основные группы российского казачества: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Казацкое войско активно участвовало в войнах России в XVI - XVII вв. В течении XVII в. казаки разведали и присоединили к России земли Сибири и Дальнего Востока. В XVIII - XX вв. казаки - опора самодержавия.
Кабальные люди – одна из форм холопства, возникла в сер. XV в. Крестьянин, взявший в долг у феодала, должен был отрабатывать его вплоть до полной уплаты. Эта форма зависимости называется кабалой. Единственное отличие кабального холопства. от холопства других видов заключалось в возможности избавиться от зависимости с помощью выплаты долга. Реально это можно было сделать, лишь перейдя от одного феодала к другому, который и предоставлял необходимую для выплаты долга сумму. Постепенно кабальные холопы. приравнялись к крепостным крестьянам. Окончательно это произошло с введением Петром I подушной подати.
Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе стало оформляться с Судебников 1497 г. и 1550 г.,указов о " заповедных летах " (1581 г.) т.н."урочных летах" (1597, 1607 гг.). Окончательно оформилось Соборным Уложением 1649 г. В 17 - 18 вв. Все несвободное население России слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.
Медный бунт — произошедшее в Москве 25 июля 1662 года восстание городских низов против обесценивания медных монет по сравнению с серебряными, для замены которых с 1655 года медные копейки чеканились на русских денежных дворах. Выпуск необеспеченных (номинал многократно превышает рыночную стоимость содержащегося в монете металла) медных денег привел к их значительному обесцениванию в сравнении с серебряными. Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена. Как и Соляной бунт, Медный бунт был, в основном, выступлением бедноты против неудачной политики первых Романовых и конкретно правительства Алексея Михайловича.
Поместье – условное земельное владение в России конца XV - начала XVIII века предоставлялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. В XVI - XVII веках постепенно сближалось с вотчиной и слилось с ней по указу 1714 года.
Посадские люди – торгово-промышленное население русских городов, посадов, слобод, включавшее объединения по 64 специальностям: гости, гостиная сотня, суконная сотня, купцы и мелкие торговцы, ремесленники и "черные" люди (общины); с конца XVIII в. посадскими стали называть мещан.
Самозванство – присвоение чужого имени и звания выходцами из низших слоев русского общества, преследовавших социальные, династические, иногда корыстные, мошеннические цели. Часто в самозванстве находил выражение протест народных масс, принимавший наивно-монархическую окраску. Как правило, самозванцы появлялись в моменты обострения социально-экономической ситуации в стране, ухудшения жизни народных масс (войны, голод, неурожаи, рост податей и т.д.).
Слобода – название различных поселений в Русском государстве XI- XVII вв., население которых освобождалось от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда и произошедшее от слова "свобода" название). Предоставление разного рода льгот должно было привлекать население, занимающееся различными ремеслами, селиться вне города-крепости.
Соляной бунт – одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII века в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей. Причина недовольства в том, что в тот период соль была основным консервантом. Поэтому в связи с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания резко сократился, что вызвало всеобщее возмущение, особенно у крестьян и купцов. В связи с вновь нараставшим напряжением в 1647 году соляной налог был отменен, но образовавшаяся недоимка продолжала взыскиваться посредством прямых налогов, в том числе и тех, которые были отменены.
Церковная реформа патриарха Никона – предпринятый в 1650-60-х годах комплекс богослужебных канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.