double arrow

Предмет истории экономики и экономической мысли, его эволюция


Экономической мысли

Проблемы периодизации истории экономики и

Методы и функции науки

Мысли, его эволюция

Предмет истории экономики и экономической

План лекции

Цель занятия

Познакомиться с предметом научной дисциплины „История экономики и экономической мысли” и его становлением в процессе развития общества. Рассмотреть сущность методов и функций науки, понятия „экономика” и периодизацию курса.

Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного хозяйства (история хозяйственного быта, экономическая история, история экономического быта). Основателями новой науки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд, К. Книс), которые доказали необходимость применения истории к политической экономии, попытались превратить последнюю в учение о законах экономического развития народов. При этом законы рассматривались как историческое обобщение опыта исторического развития каждого конкретного государства. Однако на данном этапе под основным назначением истории экономики понималась ее иллюстративная роль.

В Англии одним из основоположников истории экономики и экономической мысли был Арнольд Тойнби, главный труд которого „Промышленный переворот в Англии в XVIII в.” стал одним из первых исследований британского промышленного развития. В отличие от других экономистов А.Тойнби отмечал такую важную функцию новой науки, как мировоззренческую. Его соотечественник и современник Дж. Н. Кейнс (отец Дж. М. Кейнса) выделял уже три главные функции:

· историческая иллюстрация экономических теорий;

· историческая критика (то есть проверка историей) экономических теорий;

· историческое обоснование новых экономических теорий.

Во Франции создателем действительно научного подхода к изучению истории своей страны стал Фюстель де Куланж Нума Дени. Его работа „История общественного строя древней Франции” отражала авторскую концепцию генезиса феодализма в Западной Европе как постепенного преобразования учреждений Поздней Римской империи. Это означало практически полное игнорирование вклада германских племен, что не соответствовало историческим фактам. Вместе с тем Фюстель де Куланж был блестящим знатоком документального материала, что позволило ему одному из первых обратиться к анализу аграрной истории европейского средневековья.

Определенную роль в развитии истории экономики и экономической мысли как науки сыграл марксизм. Метод исторического материализма, разработанный К. Марксом, позволил сформулировать учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах (экономическом базисе и надстройке) и причинах смены. Однако преувеличение отдельных сторон этого учения, например, классовых проблем и роли материальных факторов в развитии общества, привело к догматизации этой великой для своего времени теории.

В конце XIX – начале XX вв. развитию историко-экономического направления в экономической науке содействовало становление институционализма. Его сторонники рассматривали экономические системы с широких культурологических позиций как определенную ступень в исторической жизни общества. При этом в центре внимания оказались институты, под которыми понимались реальные формы организации экономической деятельности, мотивы и нормы поведения экономических субъектов.

В это же время начинает формироваться и российская историко-экономическая мысль. В работах П. Маслова, И. Кулишера, В. Левитского, Н. Рожкова и других особо выделялся вопрос о правомерности приложения схем периодизации экономической истории, разработанных западноевропейской наукой, к экономическому прошлому России. К сожалению, впоследствии уже в советский период такие исследования были практически свернуты. Интерес к ним возобновился лишь в последнее время.

Между тем в западной науке в 20–30 гг. XX в. с возникновением школы „Анналов” (исследователей, группировавшихся вокруг известного французского журнала „Анналы: экономики, общества, цивилизации”) складываются новые методы анализа. Согласно основной идее М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя и др. история экономики и экономической мысли – глобальная история людей, рассматриваемая с определенной точки зрения, это история событий, конъюнктуры и кризисов, общественных масс и структур. Такая постановка вопроса привела к становлению особого направления „истории ментальностей”.

В 60-е годы в США А. Конрад и Дж. Мейер, продемонстрировав возможности применения современных теоретических экономических контрфактических (несбывшегося будущего) моделей к анализу экономики рабовладельческого юга США, стали основателями клиометрики (клиометрика – это междисциплинарное направление, связанное с применением экономической теории и эконометрических методов и моделей в исследованиях по экономической истории). Два представителя этой школы Р. Фогель и Д. Норт в 1993 получили Нобелевскую премию по экономике.

Значение развития историко-экономической науки отразилось и в создании особой международной организации экономистов-историков, которая с 1960 г. регулярно проводит Международные конгрессы по экономической истории, определившие современные проблемы науки:

особенности экономического роста;

индустриализация (процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному с преобладанием промышленного производства в экономике);

урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества);

демография;

аграрная история;

генезис капитализма;

методология и методы истории экономики.

В результате острой дискуссии между представителями различных школ и направлений была принята современная трактовка предмета истории экономики и экономической мысли.

История экономики и экономической мысли изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. Таким образом, в центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а не общества.

В рамках такого понимания одним из важнейших понятий курса истории экономики и экономической мысли является понятие экономики как таковой.

Экономика с теоретической точки зрения представляет собой отрасль социальных наук. Экономическая действительность является объектом экономических наук, которые подразделяется на научные и прикладные.

Экономика с практической точки зрения специфической среды представляет собой среду жизнедеятельности общества. Коротко рассмотрим структурную архитектуру экономики (рис. 1.1).

Структура модели экономики включает в себя:

принципы, отражающие социальную основу жизнедеятельности общества;

функции, совокупность которых обеспечивает экономическое управление жизнедеятельностью общества;

методы, характеризующие экономический потенциал общества.

Экономическая деятельность представляет собой совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.

Структуру модели экономики образуют три основных элемента:

экономическая основа жизнедеятельности общества, сущность которого отражена в принципах (каким образом можно жить в этом мире?);

экономическое управление, представляющее собой совокупность функций (что нужно делать, чтобы обеспечить своё существование?);

потенциал экономики, который представляет собой методы или составляющие экономического потенциала (какие инструменты необходимо использовать для обеспечения свой жизнедеятельности?).

Сущность экономической основы жизнедеятельности общества раскрывается посредством комплекса принципов целенаправленности, регулируемости, цикличности, развития материального производства, сбалансированности, равновесности, эффективности.



Стержнем экономики является материальное производство. Развитие материального производства напрямую связано с экономическим управлением, которое базируется на выполнении ряда функций:

1. Взаимодействие спроса и предложения.

2. Ценообразование.

3. Конкуренция.

4. Государственное регулирование.

Достижение согласованности экономических процессов напрямую связано с потенциалом экономики, который включает в себя следующие составляющие:

1. Человеческий потенциал.

2. Ресурсный потенциал.

3. Научно-технический потенциал.

4. Институциональный потенциал.

5. Производственный потенциал.

Все виды совокупного экономического потенциала – человеческий, ресурсный природный, научно-технический и производственный, – составляют его сущность.

Экономический потенциал позволяет решить задачу не только обеспечения экономического роста, но и экономического благополучия общества.


Сейчас читают про: