double arrow

Основные тенденции социально-экономического развития Северо-восточной руси в конце XIII-XIV веков


Политический курс Невского(до 15 века)

Установление ордынского ига. Взаимоотношения Северо-восточной Руси с гос-вами Восточной Европы

2 теории становления ордынского ига:

  1. Евразийцы+Гумилев. Никакого ига не было. Монгольское вторжение-обычный набег=> союз орды и Руси(100 лет)
  2. Большинство историков. В результате вторжения установилась зависимость> отставание руси от запада

1243г-монголы заявили о главенстве над русью. В сарай был вызван Ярослав Всеволодович-русские земли не вошли в состав золотой орды(жесткий климат-не выгодны)

Условия:

· Признать главенство Ордынских ханов

· Выплачивать дань (выход) . Церковь освобождена

· Дарить подарки хану

· Участвовать в военных мероприятиях орды

· Если князь не выполнял условия его вызывали в орду и убивали либо приходили убивали и забирали территории

1246-1249г- Святослав Всеволодович у власти

1249-1253г – княжение Андрея(слабейший царь). Начинает готовиться к борьбе против монгол => 1252г – Александр Невский ездет в Орду и приводит Невриеву Рать на Андрея(Карательная экспедиция). Андрей разбит монголами, ярлык на княжение достается А. Невскому(1252-1263).

Суть: покорность к Золотой Орде, борьба с Западом.

1259г-перепись населения На Руси. Цель: знать сколько собирать дани и повинностей. В русских землях появляются баскаки, для слежения за сборами. Невский едет в одру и предотвращает это.(1262).

1270-еще одна перепись.

В 1359 г. в Орде взошел на престол новый хан Навруз, незадолго до этого умер великий князь владимирский Иван Красный. Так как московскому князю было только 9 лет, то в Орде решили дать ярлык князю постарше - нижегородско - суздальскому князю Дмитрию Константиновичу Старшему.

Московские бояре с митрополитом Алексием тут же начали борьбу, чтобы вернуть престол Дмитрию Ивановичу. В 1362 г. они добились в Орде ярлыка на великое княжение. Все 60-тидесятые годы молодой Дмитрий Иванович вел борьбу за великокняжеский ярлык и, в конце концов, смог его утвердить за собой. Нижегородско - суздальский князь отказался от великого княжения в пользу Дмитрия Ивановича и в 1366 г. отдал ему в жены свою дочь Евдокию (См. дополнительный иллюстративный материал).

Авторитет Москвы еще больше повысился после того, как 17 - летний Дмитрий Иванович выстроил в Москве Кремль из белого




В середине XIV в. Орда вступила в период феодальной раздробленности. Из состава Золотой Орды стали выделяться самостоятельные государственные образования. Они вели между собой ожесточенную борьбу за власть.

В начале 60-х годов XIV века, З.О. раскололась на два враждующих лагеря. Границей между ними стала Волга. В левобережной Орде происходили постоянные усобицы с частой сменой правителей. Долгое время власть была неустойчивой и в правобережной части, чем и воспользовался Литовский князь Ольгерд. Уже в 1362 г. он нанёс ордынцам тяжёлое поражение в битве у Синих Вод. После этого Орда утратила контроль над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами.

Но в 60-х годах усобицы в правобережной части прекратились. Её постоянным лидером стал Мамай – умный и хитрый. Лишь одно не позволяло ему стать ханом – он не был Чингизидом.

Предчувствую ослабление Орды, Дмитрий Иванович перестал выполнять её требования. Постепенно московский князь стал превращаться в верховного защитника русских земель: в 1373 г. ордынцы напали на Рязанское княжество. Дмитрий собрал войско и вышел на берег Оки. Открыто перейти на сторону Рязанцев он не решился, но и монголы не рискнули напасть на него.

В середине 1378 г. Московское войско выиграло сражение на реке Воже. Командовал русским войском сам Дмитрий Иванович, а монгольским – Бегич, посланный Мамаем. Переправившись через реку, монголы попали в ловушку: русские ударили с флангов, а завершили лобовой атакой. К новому походу Мамай готовился 2 года.



Цель мамая: разгром северо-восточной руси, восстановить сбор дани

Цель Дмитрия: не допустить этого

8 сентября 1380г на огромном поле Куликовом встретились два войска. Началось самое кровопролитное сражение во всем XIV веке. По преданию, сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. После их смертельной схватки основные силы русских и татар двинулись навстречу друг другу. Русские войска были атакованы мощной и мобильной татаро-монгольской конницей. Мамай распорядился усилить напор и .полностью разгромить противника. Русские полки держались из последних сил. В критический момент князь Дмитрий приказал запасным полкам, стоявшим в засаде ударить по флангам неприятеля. Стремительная атака засадного полка во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Андреевичем Серпуховским решили исход битвы. Татарские ряды были смяты, а воины рассеяны и спасались бегство.

На поле Куликовом осталось лежать огромное количество русских воинов и воевод, еще больше было раненых и изувеченных. Татаро-монгольское войско было полностью разгромлено.

Татаро-монгольское иго сброшено не было, но значение Куликовской битвы в русской истории огромно:

- на поле Куликовом Орда потерпела первое крупное поражение от русских;

- после Куликовской битвы был значительно уменьшен размер дани;

- Орда окончательно признала главенство Москвы среди всех русских городов;

- у жителей русских земель появилось ощущение общности исторической судьбы; по словам историка Л.Н. Гумилева, "на поле Куликово шли жители разных земель - вернулись с битвы как русский народ". Современники назвали Куликовскую битву "Мамаевым побоищем", а Дмитрий Иванович во времена Ивана Грозного получил почетное прозвище "Донской". В последние годы жизни в политике Дмитрия Ивановича центральными были два направления: объединение русских земель и централизация в них власти. В 1960 г был Канонизирован.

Период XIII–XV вв. в русской истории отмечен двумя основными явлениями: 1) монгольское нашествие, установление иноземного ига и борьба с ним; 2) борьба за преодоление феодальной раздробленности, за объединение русских земель, которая завершилась образованием единого централизованного государства с центром в Москве. Эти два процесса тесно переплетались между собой, поскольку борьба за освобождение от ига требовала объединения усилий всех русских земель и приводила к необходимости создания единого государства. Однако формирование единого государства определялось не только внешними факторами, но и внутренними причинами. Конец XIII-XIV вв. - время роста крупное землевладения. Вспомним, что первые вотчины (княжеские, церковные,
боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Однако вопрос о путях возникновения частной земельной собственности вызывает в науке споры. Одни видят возможность ее появления "снизу", когда наиболее состоятельный общинник превращает свой надел в собственность (аллод), начинает эксплуатировать менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким вотчинником. Другой путь - "сверху", когда боярские вотчины образовывались путем пожалования великим князем земли. Наконец, была возможна и покупка земли у общины на средства, полученные от неземледельческих доходов (например, торговли). Последняя была характерна для Новгородских земель. Однако как бы то ни было, "складывающиеся боярские вотчины были первопачально невелики", - констатировал современный историк В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: "Вероятнее всего, они служили для княжеских вассалов и слуг своеобразными небольшими "подсобными хозяйствами": в условиях господства натурального хозяйства для феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок
зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию. Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна". Количественно боярские вотчины также были в это время немногочисленны. Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях происходит переход с "келиотского" устава к "общежитийному". В первом случае монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит реформу. Согласно "общежитийному" уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей (а потом и царей) в борьбе за государственную власть.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: