double arrow

Становление производящего хоз-ва на ДВ

Проблемы историографии ДВ

Историография ДВ 09.09.2011

Особенность китайских источников в том, что они вообще не имеют привязок к европейской истории, что привело к длительному периоду неизучения истории Китая в Европе.

Более-менее четкая китайская хронология появляется лишь с империи Цинь, когда появляется система, аналогичная "царскому списку". Непрерывная система же существует с династии Хань, с которой китайцы ведут историю современного Китая. Сведения же о доханьском периоде весьма ограничены. Сыма Тянь "Исторические записки"-крупнейший и основной источник информации о доханьском периоде.

Главное китайское историческое сочинение: "Весны и осени" Конфуция, которое является первоначальником китайского летописания и исторической традиции, представляющую историю Китая как правление сменяющихся домов.

Ся -первая легендарная китайская династия, отсюда китайское название человечества -хуася

Инь (Шань-Инь) -первая подтвержденная китайская династия (примерно 2,5 тыс. до н.э.)

Группы источников (условно):

1.

Современные (синхронные) -свидетельство очевидца, фиксирующего событие в момент его происхождение

2.

Поздние (несинхронные)

3.

Асинхронные -для которых нельзя точно указать связанный период

Клинопись отдельных народов (персидская, ассирийская) прочитали в XIXвеке. Египтология возникла в середине XIX века.

Особенность древневосточных источников -отсутствие привычной для нас системы координат. Ни названий, ни точек отсчета, ни фонетического аппарата.

Критерии научности:

1.

Повторяемость действия

2.

Проверяемость результата

Правила истории:

1.

Любое историческое событие должно иметь пространственные координаты, выражаемые в цифрах

2.

Должны устанавливаться временные координаты для события в абсолютных цифрах

3.

События должны быть связаны с биологическим видом homo sapiens sapiens

Особенная проблема -наличие единственного свидетельства события. Поэтому обычно подобные события отбрасываются.

До ВМВ повсеместно в историографии соблюдался принцип линейности развития -человечество развивается линейно, проходя определенные стадии развития, причем различные народы находятся на разных стадиях развития. Западная цивилизация при этом считалась венцом развития. Современный взгляд: все древние цивилизации стоят на одном уровне развития и имеют свой отдельный путь, направление и способ развития, имеющие, не смотря на это, общие элементы и этапы развития.

Наиболее развита англоязычная историография по древнему Востоку. На втором месте -немецкая, особенно по истории Передней Азии и Ирана. На третьем -французская, затем итальянская и русская. Белорусская историография ДВ возникает в XXвеке, которая тесно примыкает к русской, т.к. она преимущественно русскоязычна. С образования БГУ (1921) здесь существует собственное направление развития истории ДВ, созданное Никольским Н.М., крупным историком Древнего Востока, особенно Передней Азии (два направления -Иудея и Месопотамия). Однако в результате репрессий белорусская историография ДВ была практически уничтожена.

I семестрСтр.2

1.

Развитие родовых обществ (послеледниковый период)

2.

Становление и развитие металлургии

3.

Региональное распространение производящего хоз-ва на ДВ

Стандартная родовая структура в ледниковый период традиционно насчитывала три поколения (дети, взрослые, старики), в силу чего (а также из-за воздействия ледника) не наблюдалось быстрого роста населения. После отступления ледника рост населения ускорился. В ситуации, когда совпадает стабилизация внешних условий и увеличение срока жизни, возникало живое четвертое поколение, что приводит к разделению или трансформации рода. От вырождения способна спасти лишь трехродовая структура. Однородовая вырождается за 8 поколений, двухродовая -несколько медленнее.

Механизмы входа в род для иноплеменников:

1.

Вступление в брак (после рождения детей)

2.

Усыновление

Бездетная вдова -возвращение в род происхождения, либо новый брак в пределах нового рода.

В результате завоеванияодного рода другим или интеграциинескольких родственных родов, возникает новая, надродовая структура, в которой господствующая (или интегрированная) родовая часть навязывает и видоизменяет обычаи подчиненной части единой структуры. Для управления (координации действий) межродового объединения возникает надстройка в виде либо демократического Совет Старейшин, либо тиранистическая монархия. Писанные законы возникают в случае, если роды, объединенные в надструктуру, имеют значительно различающиеся обычаи, откуда возникает необходимость разъяснить подчиненнымродам обычаи родов господствующих. В случае, если господствующие и подчиненные роды имеют схожие обычаи, писанные законы чаще всего не возникают.

В классической древневосточной структуре надродовой надстройки личностьне имеет никакого значения, а базовой единицей общественного самосознания является род. Отсюда неправомочность использования термина "гражданин" к общинникам древневосточных городов, а также отсутствие избираемости руководства, поскольку в рамках родовых отношений власть принадлежит либо господствующемуроду, либо совместной верхушке интегрированных родов. Отсюда введение в высокие должности происходило в основном через введение в господствующий род.

Раб в древневосточном обществе не имеет рода,отсюда в рамках родовой структуры они имеют крайне низкое положение, приравниваемое к животному или вещи. Чужие же, т.е. имеющий род за пределом данного родового объединения, имеют более высокий статус, за ними признается статус человека, но обычно их статус ниже статуса членов родов данного объединения. Человек же, не имеющий рода и не являющийся рабом в рамках родовой структуры есть изгой, чей статус равен ничему, поскольку статус раба -это статус имущества его хозяина.

Статус в родовом обществе не определяется материальным положением. Раб может быть богат, но остается рабом. Статус определяется исключительно положением в роду.


Сейчас читают про: