double arrow

Модернистские программы и художественная культура 20 века. Феномен авангардизма


Культура первой половины 20 века получила название модернизм. Первым периодом в развитии модернизма был стиль модерн. Второй период – авангард. Искусство и литература модерна конца 19, начала 20 века начинает экспериментировать с различными художественными языками. (Импрессионизм) Изображение света и цвета. Модерн ещё не прерывает связь с действительностью. Не революционизировал. Авангард решается на разрыв с системой реализма художественных средств. Период авангарда начинается в середине 10х годов 20ого века. Что связано с безумием первой мировой войны. Это событие и последующие события первой и второй мировых войн похоронили надежды человечества на возможность всеобщего счастья. Авангард не является единым художественным стилем. В него входят разные направления, но все художественные направления исходят из следующего общего понимания действительности. Человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком. Неким новым человеком, образ которого утверждается в безрадостной пессимистичной концепции личности.

Дадаизм мир представляет как бессмысленное безумие. Экспрессионизм показывает отчуждённого человека во враждебном мире. Конструктивизм показывает в среде отчуждённого от него индустриального мира. Сюрреализм – смятённый человек в таинственном и непознаваемом мире. Экзистенциализм – одинокий человек в мире абсурда. Литература потока сознания. Показывает духовный мир личности, утерявшей связь с реальностью. Абстракционизм – поток сознания в цвете. Как правило такие произведения рассчитаны на активное соучастие, соавторство со зрителем, слушателем, читателем. Духовный поиск себя в мире абсурда. Авангард – идущий вперёд . Эти направления берут на себя роль духовного учительства. Основателем дадаизма считается Тристан Тцара. Слово «дада» приверженцами этого направления понимают как интернациональное слово обозначающее «игрушка, соломенная лошадка, пришедшее из детского лексикона» другая трактовка – мужское начало, которое приписывается новому искусству и противопоставляемое искусству старому – женскому «мама». «дада» - есть ничто, сам Тцара подчёркивал «дада» ничего не означает. Это слово не имеет смысла. Как художественное направление дадаизм зародился в среде анархистов, интернационалов. Слово «дада» символизирует у дадаистов примитивное отношение к окружающей действительности. Это есть творение новой реальности, в которой спутаны шорохи, краски. В основу художественной концепции входит утверждение, что мир – бессмысленное безумие. Дадаизм стремится стать не искусством и отвергать всё остальное. Впервые дадаисты представляют как искусство колесо, сушилку для бутылок, хором декламируют газетные заметки. Устраивают разные коллективные акции, фотомонтажируют. Они любили эпатировать. Маскарадные действия. Дадаист Дюшан одевается как женщина, Гросс ходит по улицам в маске мертвеца. Дадаизм предвосхитил направление поп-арт. Дадаист Дюшан стремился придать художественный статус утилитарным предметам. Он выставлял бесфункциональный, алогичные предметы, давал им абсурдные названия. (Выставляется птичья клетка с куском сахара и называется «почему я не чихаю»)




В 1924 году дадаисты публикуют свои манифесты. На социальную жизнь он не оказал существенного влияния, но повлиял на сюрреализм. Закончился он внезапно. Студенты парижской художественной школе в Сене фигуру соломенной лошадки. Сюрреализм в переводе с французского сверхреализм. В париже в 20-30 годы этот термин используют поэты Андре Бретон, Супо, они призывают искать новый литературный язык. Сюрреализм изображает человека как непознаваемое существо. Он исходит из того, что художника окружают непознаваемые вещи в себе. А за реальными явлениями стоит сврехреальность. Так поэт Элюар назвал образы сюрреализма глупыми причудами рождёнными одиночеством. Художественная концепция утверждает непознаваемость мира. Человек в этом мире живёт подсознанием и совершенно беспомощен перед трудностями. Таков человек Сальвадора Дали. Личность его навеяна фрейдистскими исканиями. Фрейд открыл сферу подсознательного. Подсознательное пытаются изобразить сюрреалисты. Символично восприятие действительности на картине Дали. Пейзаж предстаёт перед зрителем через отверстие тазобедренной кости. Сюрреализм отказался контролировать творческого человека нравственными, эстетическими категориями. Человек и мир, пространство и время текучи. Всё течёт всё искажается, смещается, расплывается, нет ничего неопределённого, утверждается ценность мира и его ценностей. Нет границ между счастьем и несчастьем, личностью и обществом. Предполагается, что читатели и зрители на волне художника пытаются понять его. Проповедуется разрушение традиционной эстетики. Под влиянием философии Ницше проповедуется жестокость. По Бретону, садизм, насилие – возвышены и революционны, потому полны особой красоты. Сюрреалисты остаются верны идее насилия. Он развивается на этапе Холодной войны в предчувствии войны атомной. Сальвадор Дали призывал создать институт по созданию атомной бомбы применительно к искусству. Главная цель сюрреализма привести человека на свидание с загадочной вселенной. Сюрреалистический принцип свободных ассоциаций, подобие психоаналитических исканий Фрейда. Поэты стремятся выявить логику сцепления бессвязных мыслей. Сюрреалисты считают, что здавый смысл противен искусству, ведущими принципами становятся усыпление разума, погружение в фантазию, в грёзу. Поэтому новая реальность – это нечто загадочно-таинственное, но очень субъективное. Натуралистические подобности здесь сочетаются с невероятными явлениями. Сальвадор по елисейским полям прогуливается с муравьедом, фотографируется со своими картинами со стадом баранов. «Я и мои критики». Манера проявляется в игре двойным смыслом. В картине «взорванная голова Рафаэля». На картине из осколков взорванного купола пантеона формируется голова Рафаэля. В некоторых картинах Дали есть оптический обман – разная степень всматривания в картину придаёт ей разное содержание, смысл, зритель должен открыть иную реальность в картине. «Рынок рабов с видением бюста Вольтера» - картина Дали. На переднем плане обнажённая женщина наблюдает за группой людей, одновременно её взгляд направлен на бюст Вольтера, который саркастически улыбается. Присутствуют две реальности, две эпохи. В картине «средневековый пейзаж параноика» изображает явление характерное для разных эпох. Художественная концепция передаёт таинственность, непознаваемость. В одной из своих картин Дали изображает женское тело с выдвинутыми ящиками «антропоморфный шкаф». Дали экспериментирует с религиозной темой. «Распятый Христос» Здесь Дали выражает непознаваемость мироздания, причиняющее человеку боль. Экспрессионизм. Данный термин появляется по отношению к некоторым литературным произведениям. Отказ от подражания природе. Произведения экспрессионизма призваны разрушить реальность ради построения грубой, более гуманной реальности, оно подразумевает этическое и эстетическое преображение общества. Особенность выразилась в живописи Кирхнера, Кокошки. Всё безысходно, экспрессионизм является выражением боли художника по поводу несовершенства мира. Человек существо эмоциональное, природное, чуждое индустриальному и рациональному, в котором он вынужден жить. Экспрессионизм был социально ориентирован. Он развивался в ситуации резких социально-политических обстоятельствах распада Автро-Венгрии и последующих социальных катаклизмов. Выступает против идеи искусства как воспоминании. Искусство не должно имитировать, копировать реальность. Художник пишет то, что у него глубоко внутри. Что является выражением его души. Основное содержание – субъективность. Кирхнера интересует только дух, а не форма. Экспрессионист проявил себя в живописи Мунк. Его образом является крик. Фигуры в экспрессионизме деформированы. Художественным символом экспрессионизма является картина Мунка «Крик». Изображён человек с открытым в кирке ртом. По какому поводу здесь кричит человек, не понятно. Это метафора во враждебности мира человеку, а зритель вправе предполагать некую всеобщую причину крика. Показывается человек без качеств. Единственное, что связывает – это ужас бесчеловечного. Экспрессионизм показал отчаяние. Потому образы деформированы. Отчуждение человека от мира выражает экзистенциализм. Экзистенциализм – существование, бытие человека. Поиск свободы. Свободу герои находят только в смерти. Герой оказывается на границе жизни и смерти. Появляются тексты Сартра, Камю. Идеи развиваются в форме философской новеллы («Сизиф» - Сартр, «посторонний» - Камю). После второй мировой писал Пикассо – «Минотавромахия» , «Герника». Всё против фашистов.



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: