double arrow

Основные задачи и принципы истории психологии


Основные задачи истории психологии

1. Изучение закономерностей развития знаний о психике с точки зрении научного (не житейского или религиозного) подхода.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от
социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении
самой науки.

2. Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов.

История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов.

1.Принцип детерминизма (причинно-следственная обусловленность) закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фа Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий. При этом следует иметь в виду системный характер этих причинно-следственных зависимостей.




2.Принцип единства логического и историческогов понимании генезиса развития психологического знания, который отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных и внешних, социокультурных причин в ходе реального процесса исторического развития психологии. Другими словами, данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии.

3.Принцип системности предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачественного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса.

4.Принцип системности предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачественного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса.



5.Принцип объективностиисторико-психологического исследования, определяющий позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту. Данный принцип предполагает, что при процедуре оценки значимости тех или иных идей и результатов творчества необходимо исходить не только из современного состояния знания, но и учитывать то реальное место, которое занимают рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени").

6.Принцип конструктивно-позитивного анализа основан на
выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий,
теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного,
что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не
на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного.
Однако это не означает отказа от реалистической оценки (включая и ее
критические моменты) тех или иных идей, взглядов, подходов. При этом
критический анализ из самоцели становится средством научного познания.



7.Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует
понимание роли и целевой функции историко-психологических
исследований. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности,

позволяет очертить проблемное поле будущих исследований.

8. Принцип единства коллективного и индивидуального
творчества в развитии психологического знания
предполагает понимание
истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя
и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного
сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех
предпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста,
который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного
ученого определенной концепции или теории.







Сейчас читают про: