double arrow

Подходы к изучению истории психологии


Методы истории психологии

В структуре методологии любой науки существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных. В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов.

Можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического расследования:

методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-соспоставительный (синхронистический), генетический. Историко-генетический метод - изучений идей прошлого с учетом общей логики развития науки в определенный исторический период.

методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности;

* метод исторической реконструкции (моделирования)
Теоретическая реконструкция предполагает списание и критический

анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности.

* Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и
особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею
способов производства научных знаний, характера научного общения между
школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики

• Метод источниковедческого анализа направлен на изучение
документальной основы историко-психологических исследований,
комплексная методика интерпретации и критики источника. Особое значение
данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными
источниками по истории психологии.

* Библиографический (изучение архивных материалов) - поиск
научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и
примечаниями. Анализ научных ссылок - установление частоты
датирования научных трудов с целью получения сведений о связях между
научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее
развития.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого, источников его духовного развития, понимание причин и условий формирования его научных взглядов.


Персонстистский подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Персоналкетический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время».

Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим.

Диадный подход (диада- «контрастирующая пара») предполагается, что научная мысль развивается, сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры диад: «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное».

Парадигмалъный подход (Т. Кун: «парадигма - это общепринятый образец актуальной научной Практики»). По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты, в конце концов, ее расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все противоречия модель и воцаряется новая парадигма. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: интроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов.


Сейчас читают про: