Методические рекомендации. Кафедра философии, истории и культурологии

СТУДЕНТАМ – ЗАОЧНИКАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» Д-46/8

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Кафедра философии, истории и культурологии

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ


Контрольные задания предназначены для студентов заочной формы обучения. При подготовке к выполнению контрольной работы студент должен хорошо уяснить задания, а при необходимости проконсультироваться с преподавателем. На консультации будут даны общие разъяснения, после чего студент обязан самостоятельно составить список источников и литературы, который он планирует использовать при выполнении заданий контрольной работы. Данный список источников и литературы студент обязан представить для просмотра и утверждения преподавателю. При затруднениях в ходе работы студент вправе обратиться к своему преподавателю.

Варианты контрольных заданий включают в себя пять вопросов (три из которых носят теоретический характер; два для проверки знания терминов и дат). При ответе на теоретические вопросы необходимо обратить внимание, прежде всего, на то, как сформулирован вопрос. При обилии различного рода готовых рефератов в продаже и сети Интернет, студент может впасть в соблазн использовать похожую, либо по иному сформулированную тему, и в результате не получить зачет. Поясним на конкретном примере. Так на вопрос об особенностях феодальной раздробленности на Руси не надо писать о землях и княжествах возникших на развалинах Киевской Руси, перечислять их города и деяния князей. Необходимо сосредоточиться именно на особенностях процесса распада единого государства, влиянии внешнего фактора, развития хозяйства, особой роли русских городов и т.д. Рассматривать эту проблему необходимо в сравнении с аналогичными процессами происходившими в Западной Европе, как того и требует задание.

Контрольная работа выполняется письменно. При работе студент должен использовать только авторитетные источники и научную литературу. При выполнении задания №1 и №2 студент должен не только показать знание материала, но также привести список источников и литературы по проблеме. Список литературы не должен являться приложением, но носить рабочий характер, т.е. сноски на источники и литературу в работе обязательны. Без наличия последних, работа к защите приниматься не будет. Сноски могут быть воспроизведены как на каждой странице, так и в конце работы списком. Рекомендованный список литературы по дисциплине не является окончательным. Студент волен по своему желанию использовать литературу, не вошедшую в список. Объем ответа на задания №1 и №2 должен составлятьнеменее 10 страниц компьютерного текста. Объем ответа на задания №3-5 не должен превышать 3 страниц компьютерного текста. Готовая работа должна быть представлена в срок, с титулом, шрифт Times New Roman, 14 кегель, 1,5 интервал.

При ответе на вопросы о терминах и датах необходимо иметь в виду следующее. Термины, соединенные в одном задании принадлежат различным периодам мировой истории. Здесь представлены экономические, социальные и политические понятия, а также названия наиболее важных правовых актов, организаций, органов власти и т.п. При раскрытии содержания термина ссылка на источник обязательна. Это также касается и вопросов по датам. Необходимо учитывать, что история весьма насыщена датами и событиями, и в год указанный в задании могло произойти несколько событий. Задача состоит не в том, чтобы все их перечислить, а в том, чтобы выбрать наиболее важное, действительно определившее ход мировой истории.

Номер контрольного задания следует выбирать по порядковому номеру фамилии студента в групповом журнале.


Вариант № 1

1. Выделите предпосылки и проследите основные этапы формирования государства Киевская Русь. Сравните этот процесс с аналогичными процессами формирования единых государств Западной Европы. Оцените роль и значение «варяжского фактора» в создании древнерусского государства.

2. Рыночная экономика в России в 90-е гг. ХХ в.: особенности, перспективы, варианты развития.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: гридни, феодалы, опричнина, колониализм, коллективизация.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1243 г., 1914 г., 1960 г.

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале — марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьёзный раскол по вопросу ведения переговоров и заключения мира с Германией. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие политические силы (государственные образования) созданные на территории бывшей Российской империи в начале 1918 г. вели такие же переговоры с Германией и её союзниками? Чем завершились данные переговоры? Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение Брестского мира? Назовите не менее трёх последствий.

Вариант № 2

1. На основе анализа «Русской правды» выделите основные сословия и группы населения государства Киевская Русь. Проанализируйте систему сложившихся взаимоотношений. Проследите эволюцию социальной структуры Киевской Руси с момента возникновения государственности и до начала периода феодальной раздробленности.

2. Определите и проанализируйте основные причины распада СССР. Дайте ответ на вопрос: было ли это событие исторически закономерно, либо произошло в результате целенаправленных действий определённых политических и социальных сил.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: агора, поместье, бенефиций, конкиста, индустриализация.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 476 г., 1905 г., 1812 г.

5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на пакт Молотова—Риббентропа:

1. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжёлые последствия для СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Вариант № 3

1. Определите основные причины и обстоятельства, приведшие к принятию монотеистической религии - христианства в форме православия - в государстве Киевская Русь. Выявите изменения, произошедшие в социальной и политической структуре государства, появление новых черт в культуре и быте в связи с этим событием. Оцените данное явление с точки зрения формирования самобытного пути развития России.

2. Выделите основные направления политики Советского правительства и ЦК РКП(б) по созданию новой системы государственной власти в 1917-1918 гг. Составьте схему высших органов государственной власти Советской республики. Оцените её преимущества и представьте характерные отличия Советской политической системы от аналогичных в буржуазных государствах.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: ярлык, феодализм, коллегия, ариане, МПВХО.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1572 г., 1953 г., 1054 г.

5. Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведённых Н.С. Хрущёвым и М.С. Горбачёвым.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трёх различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее
 
 
Различия
... ...
   
   
•...........................................................  
   
•...........................................................  
 
 
 

Вариант № 4

1. Состояние советского общества во второй половине 70-х - начале 80-х гг. некоторыми отечественными историками определяется как «период застоя». Докажите, либо опровергните данную точку зрения. Ответьте на вопрос: действительно ли социально-экономическая и политическая составляющие Советского государства находились в состоянии системного кризиса и был единственно возможный выход - разрушение самой системы; либо в это время СССР столкнулся с временными трудностями в экономике, характерными для существования и развития любой системы хозяйствования и преодолимыми не путем радикального слома, но реформированием?

2. Состояние феодальной раздробленности - естественный этап в развитии любого раннефеодального государства. Выделите как общие с Западной Европой черты этого, явления, так и те особенности, которые были присущи процессу феодальной раздробленности в Киевской Руси. Выявите факторы, законсервировавшие это состояние на Руси.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: земства, римское право, Боярская дума, ренессанс, Рабоче-крестьянская милиция.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1242 г., 1572 г, 1439 г.

5. Приведите названия не менее трёх теорий (течений) революционного народничества (1870-е — начало 1880-х гг.). Укажите не менее трёх положений, относящихся к каждой из названной теории. Назовите фамилии идеологов революционного народничества и составьте краткую биографию этих личностей.

Вариант № 5.

1. Процесс создания единого централизованного государства на Руси в XV в. происходил в соответствии с общими законами исторического развития и являлся закономерным явлением. Однако здесь он имел некоторые отличительные особенности, позволяющие сделать выводо его своеобразии. Выделите и обоснуйте эти особенности с точки зрения своеобразия исторического развития России.

2. Во второй половине 50-х - начале 60-х гг. в СССР была предпринята попытка реформирования социально-экономической и политической системы советского государства. Эти реформы носили противоречивый характер. Оцените место и значение этих реформ с точки зрения их необходимости и обоснованности, а также определите их влияние на дальнейшую историю развития советского общества.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: октябристы, контрреформация, исторический урок, конфуцианство, культурная революция.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1815 г., 1648 г., 1919 г.

5. Сравните деятельность Земских соборов в XVI — первой половине XVII в. и во второй половине XVII в.

Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее •
 
Различия
... ...
•..................... •,,,,,,
   
•........................... •.....
   
•..................................
 
 

Вариант № 6

1. Считается, что граждане России — большие патриоты и в необходимых случаях могут постоять за свою страну. Почему же Россия проиграла Крымскую и русско-японскую войны? Выделите не менее двух общих и три отличительные причины поражения России в этих войнах.

2. Проанализируйте основные направления и отличительные особенности внутренней политики советского государства в послевоенный период (1945-1953 гг.). Какое влияние на эту политику оказала «холодная война», инициированная на Западе.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: феод, «третьеиюньская монархия», реформация, классы, ликбез.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1 сентября 1939 г., 1789 г., 1991 г.

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1722 г. Пётр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.

Вариант № 7

1. Сопоставьте между собой внутреннюю политику, осуществляемую в XVI в. монархами Англии, Франции, Нидерландов, Испании – современниками Ивана Грозного. Что объединяет деятельность Ивана Грозного и монархов Европы? Постарайтесь определить: были ли мероприятия данной политики исторически обусловлены и необходимы, либо они диктовались субъективными обстоятельствами.

2. Со второй половины 30-х гг. в СССР начинается период массовых репрессий. Постарайтесь объяснить их основные причины, направленность. Были ли они исторически обусловлены динамикой развития социалистического государства, либо зависели от субъективного фактора (стремление И.В. Сталина к неограниченной власти).

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: буржуа, Указ о «кухаркиных детях», историография, реконкиста, совнархозы.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1814 г., 1783 г., 24-25 октября 1917 г.

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

Вариант № 8

1. В конце XVI в. к власти в России пришло правительство Бориса Годунова, которое провело ряд реформ. Определите смысл и значение этих преобразований, и аргументировано ответьте на вопрос: вписывались ли данные реформы в общий контекст европейского исторического процесса либо способствовали продолжающейся изоляции России?

2. Определите место и роль коллективизации в общей концепции построения социалистического общества с точки зрения партии большевиков в 20-30-е гг. XX в.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: мюнхенский сговор, местничество, приказы, Антанта, «новое политическое мышление».

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1721 г., сентябрь 1938 г., 1882 г.

5. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее • •
 
Различия
   
   
   
 
 

Вариант № 9

1. В период т.н. «Смутного времени» на Руси проявился феномен самозванства. Вспомните и опишите аналогичное явление в других странах. Сопоставьте эти явления с точки зрения происхождения, смысла и значения в истории.

2. Определите место и роль индустриализации в общей концепции построения социалистического общества с точки зрения партии большевиков в 20-30-е гг. XX в. Определите особенности индустриализации в СССР с точки зрения источников, средств и методов осуществления.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: исторические предпосылки и причины, меркантилизм, Тройственный союз, Советы рабочих депутатов.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1385 г., 1985 г., январь 1949 г.

5. Ниже приведены две точки зрения на опричную политику Ивана Грозного:

1. Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

2. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Вариант № 10

1. Во второй половине XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Приведите факты, подтверждающие данное явление. Определите основные этапы и особенности этого процесса в сравнении с аналогичными процессами, происходившими в государствах Западной Европы.

2. Новая экономическая политика, принятая в СССР в начале 20-х гг., являла собой один из вариантов развития страны. Определите основные черты этой политики и ответьте на вопрос о причинах её свёртывания Советским руководством.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: баскак, ареопаг, источниковедение, якобинцы, Государственный комитет обороны.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 2001 г., 1618 г., 1949 г.

5. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и твёрд. Однако в 1807 г. Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите.

Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите всего не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите не менее двух причин).

Вариант № 11

1. Эпоха великих географических открытий ознаменовала собой начало нового этапа развития человеческой цивилизации. Какую роль в этом событии сыграли исследования русских землепроходцев XVII в.? Оцените результаты экспедиций русских землепроходцев с точки зрения их вклада в изучение нашей планеты.

2. В октябре 1917 г. Россия вступила на социалистический путь развития. Объясните, как изменилось после революции положение в обществе женщины. Какие права и привилегии получила советская женщина? На что были направлены усилия советского руководства в области «женской» политики»?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: «теория официальной народности», интервенция, жирондисты, апартеид, гражданская оборона.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1918 г., 1572 г., 1961 г.

5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания Второй мировой войны:

3. И.В. Сталин — великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны.

4. В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Вариант № 12

1. Выделите особенности петровских преобразований с точки зрения цивилизационного пути развития России и сравнения с аналогичными преобразования в других странах. Ответьте на вопрос: являлась ли магистраль развития, выбранная Россией в начале XVIII в. результатом естественного хода ее истории, либо отклонением от традиционного пути.

2. В чем, с вашей точки зрения, состоял смысл и значения реформ, предпринятых правительством П.А. Столыпина в аграрной сфере. Оцените не только экономическую, но и социально-политическую направленность этих преобразований.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: Кортесы, Земский собор, секуляризация, конкардат, интенсификация.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1929 г., 1492 г., 484 г. до н.э.

5.Сравните положение наций и народностей в России до и после Октябрьской революции. Как изменилось национально-государственное устройство страны после Октября 1917 года?

Вариант № 13

1. Оцените роль и значение Великой французской буржуазной революции. Какое место занимает данное событие в мировом историческом процессе? Какое влияние Великая французская буржуазная революция оказала на Россию?

2. Проанализируйте особенности взаимоотношений церкви и государства в России в XVII в. В чём состоит феномен старообрядчества. Каково было отношение РПЦ к старообрядцам и старообрядческим общинам в дореволюционной России?

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: дворяне, «потешные полки», «копатели», ряд, освоение целины.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1904 г., 1933 г., май 1945 г.

5.Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее •
»
 
Различия
   
   
   
 

Вариант № 14

1. Сопоставьте между собой две крестьянские войны с точки зрения причин, целей и последствий, произошедшие: а) в Германии (1524-1525 гг.) б) в России (1773-1775 гг.).

2. Выделите и проанализируйте основные цели внешней политики Российской империи в общемировом геополитическом контексте развития в XIX в. Определите основные особенности создания и управления в Российской колониальной империи.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: «длинный парламент», большевики, повод и причина, Ялтинская конференция 1945 г., монетаризм.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 800 г., 1815 г., февраля 1992 г.

5. На съезде народных депутатов Б. Ельцин был избран вначале членом, а затем председателем Верховного Совета РСФСР. Почему же он подписал 21 сентября 1993 г. указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, т.е. тех органов, благодаря которым он вознёсся на вершину власти? Какие причины выделяют исследователи, изучая данное событие?

Вариант № 15

1. После окончания Второй мировой войны США предложили европейским странам т.н. «план Маршалла». В чём суть данного плана? Какое значение он имел для последующего развития Европы? Какие оценки дают исследователи «плану Маршалла»?

2. XVIII в. вошел в историю России как «эпоха дворцовых переворотов». Определите их место в общей картине социально-экономического и политического развития Российской империи в XVIII в.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: коллективизация, Генеральные штаты, подворная подать, «огораживание».

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 26 июня 1945 г., март 1918 г., 1054 г.

5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Николая II:

1. Николай II — сильный правитель, при нём Россия являлась ведущей державой в мире, а в стране проводились реформы направленные на укрепление государства.

2. Николай II — слабый правитель, при нём Россия теряла своё ведущее положение в мире, а в стране проводилась консервативно-охранительная политика, направленная на укрепление существующего режима.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Вариант №16

1. Оцените роль и значение Великой Октябрьской социалистической революции. Какое влияние оказала Великая Октябрьская социалистическая революция на мировой исторический процесс?

2. Выделите и проанализируйте основные этапы закрепощения крестьянства на Руси. Дайте краткую характеристику основным юридическим документам, закреплявшим окончание того или иного этапа.

3. Дайте определение следующим терминам и понятиям: законы Хаммурапи, народовольцы, черта оседлости, сателлиты фашистской Германии, БАМ.

4. С какими событиями связаны следующие даты в истории, определите место и роль этих событий в мировом историческом процессе: 1410 г., ноябрь 1918 г., 1957 г.

5. Каковы были основные результаты проведения политики индустриализации и коллективизации в СССР? Приведите примеры влияния политики индустриализации и коллективизации на изменение быта граждан СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: