Было и множество других проявлений искреннего желания лю­дей разного возраста разобраться в окружающей их действитель­ности

В разных городах страны начали возникать студенческие кружки, где их участники старались осмыслить поли­тический механизм советского общест­ва, активно выступали с изложением своих взглядов на комсомольских со­браниях, зачитывали подготовленные ими рефераты. В столице группы моло­дежи по вечерам собирались у памятни­ка Маяковскому, декламировали свои |_| q Хрущев стихи, вели политические дискуссии.

Р Задумайтесь над вопросом: что подвигло Н. С. Хрущева к до критике культа личности Сталина? Что лидер КПСС в [3? этой критике тщательно обходил? Почему он это делал?

По горьким словам А. А. Ахматовой, «две России гля­нули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необ­ходимостью объяснить причины постигшей страну и на­род трагедии. Такая попытка была сделана в докладе Н. С. Хрущева на закрытом заседании XX съезда, а так­же в принятом 30 июня 1956 г. специальном постанов­лении ЦК компартии «О преодолении культа личности и его последствий».

И в секретном докладе Н. С. Хрущева, и в постанов­лении ЦК КПСС все сводилось к «деформации» социа­лизма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И. В. Сталина, выдвигалась единст­венная задача — «восстановление ленинских норм» в де­ятельности партии и государства. Это объяснение было, безусловно, крайне ограниченным. Оно старательно обхо­дило социальные корни явления, поверхностно опреде­ленного как культ личности, его органическую связь с тоталитарно-бюрократической природой советской обще­ственной системы, созданной самой компартией.

И все же сам факт публичного осуждения творивших­ся в стране десятилетиями беззаконий и преступ­лений высших должностных лиц произвел исключитель­ное по своей силе впечатление, положил начало карди­нальным переменам в общественном сознании, его нрав­ственному очищению, дал мощный творческий импульс научной и художественной интеллигенции. Стал расша­тываться один из краеугольных камней в фундаменте го­
сударственного социализма — то­тальный контроль властей над ду­ховной жизнью и образом мышле­ния людей.

«Оттепель» в культуре. Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры — жертв беззако­ний: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандель­штама, И. Э. Бабеля и др. После долгого перерыва ста­ли издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшие­ся после его смерти преимущественно в списках. В кон­серваториях и концертных залах зазвучала почти забы­тая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX — начала XX в. На художественной выстав­ке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены кар­тины, долгие годы пылившиеся в запасниках.

Оживлению культурной жизни общества способствова­ло появление новых литературно-художественных жур­налов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Советский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Второе дыхание обрели и уже известные журналы, преж­де всего «Новый мир» (главный редактор А. Т. Твардов­ский), превратившийся в трибуну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского полит­заключенного — «Один день Ивана Денисовича».

Основным направлением поисков художественной ин­теллигенции, наряду с осмыслением драмы народа в го­
ды Великой Отечественной войны, было стремление по­казать жизнь такой, какая она есть, без парадности и шумихи, без надуманного и идеологически выдержанно­го героизма, т. е. жизнь обыкновенных людей с их по­вседневными заботами, огорчениями и радостями. В чис­ле лучших художественных произведений разных жан­ров той поры были: стихи Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахма- дулиной и А. А. Вознесенского, поэмы А. Т. Твардовско­го «За далью — даль» и «Теркин на том свете», песни Б. Ш. Окуджавы и А. И. Галича, рассказ М. А. Шоло­хова «Судьба человека», повести В. П. Аксенова, роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», первая часть три­логии К. М. Симонова «Живые и мертвые», фильмы «Летят журавли» (режиссер М. К. Калатозов), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Н. Чухрай), «Весна на Заречной улице» и «Застава Ильича» (режиссер М. М. Хуциев), спектакли новых московских театров — «Современник» (гл. режиссер О. Н. Ефремов) и Театра драмы и комедии на Таганке (гл. режиссер Ю. П. Люби­мов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: