Финансовая система и налогообложение России XVII в

Гребной винт горизонтального хода;

В РОССИИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ЗА РУБЕЖОМ

ИСТОРИЯ МОРСКОГО ПОДВОДНОГО ОРУЖИЯ

Часть 4. Первые боевые подводные лодки и подводные мины, 1776–1856 гг.

Рис. 4-1: Устройство первой боевой подводной лодки «Черепа-ха» (США, 1776 г.) Дэвида Бушнелла (1740–1824).

Рис. 4-2: Схема боевого применения мины подводной лодкой «Черепаха» (Война за независимость США, 1775–1783 гг.).

Рис. 4-3: Дрейфующие притопленные (полуподводные) мины (Д. Бушнелл, США, 1776–1777 гг.).

Рис. 4-4: Английские моряки «отражают атаку» подводной лодки «Черепаха».

Рис. 4-5: Боевая подводная лодка «Наутилус» (американец Р. Фултон, Франция, 1800 г.).

Рис. 4-6: Роберт Фултон (1765–1815) и его проект первой якорной морской мины (1805 г.).

Рис. 4-7: Первая донная мина – взрываемый с берега пороховой подводный фугас (Россия, 1807 г.) конструкции И. И. Фицтума (1740–1824).

Рис. 4-8: Минные электрические запалы (электрозапалы), Россия: угольковый П. Л. Шиллинга (1807 г.) и платиновый академик Б. С. Якоби (1840-е годы).

Рис. 4-9: Изобретатель электрозапала и гальванической мины П. Л. Шиллинг (1786–1837).

Рис. 4-10: Генерал-инженер К. А. Шильдер (1785–1854), инициатор вооружения русской армии гальваническими минами (1830-е годы).

Рис. 4-11: Подводная лодка конструкции генерала Шильдера с минным и ракетным вооружением (Россия, 1834 г.).

Рис.4-12: Постановка морских якорных мин конструкции шведского изобретателя Эммануэля Нобеля (1840-е годы, Россия, Санкт-Петербург).

Рис.4-13: Гальваническая морская мина конструкции академика Б. С. Якоби (1840-е годы, Россия, Санкт-Петербург).

Рис.4-14: Ударно-пиротехническая морская мина конструкции Эммануэля Нобеля (1840-е годы, Россия, С.-Петербург).

Рис.4-15. Академик Б. С. Якоби (1801–1874), основоположник морского минного дела в Российской империи.

Рис.4-16: Карта оборонительных минных заграждений (1854–1855 гг.) в Финском заливе у Кронштадта, Крымская война 1853–1856 гг.

Рис.4-17, рис.4-18: Подрыв кораблей англо-французской эскадры на русских минах у Кронштадта, 8(20) июня 1855 г.


Рис. 4-1: Устройство первой в истории боевой подводной лодки «Черепаха» (Д. Бушнелл, США, 1776 г.):

2 – бурав для крепления мины к днищу корабля-цели; 3 – гребной винт вертикального хода; 4 – шноркель; 5 – пороховая мина с часовым взрывателем;

6 – руль; 7 – насос; 8 – балласт; 9 – компас.

       
   
Рис.4-2
 
 
Рис.4-3


 
 
Рис.4-4


 
 


 
 
Рис.4-6


       
 
Рис.4-7.
 
   


 
 
Рис.4-8.


 
 

               
   
 
 
Рис. 4-11. Подводная лодка конструкции генерала К. А. Шильдера: 1 – гребки–движители; 2 – руль; 3 – бушприт; 4 –мина; 5 ­– ракетная установка; 6 – якорь.
 
   
 
   


               
 
   
 
   
   
 


 
 
Рис. 4-12. Постановка морских якорных мин Э. Нобеля (1840-е гг., Россия, С.-Петербург).
       
   
 
 


 
 
 
 

 
 

 
 


Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV—XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства1.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.
В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцатиколлегий-министерств — четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В конце XVII - начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился АКЦИЗ. Акциз взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %, однако какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушную подать и подоходный налог. От них были освобождены дворянство и духовенство, зато буржуазия и крестьянство отдавали государству 10-15 % своих доходов.

В это время в России прямые налоги играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. При этом косвенные налоги составляли более 60 % доходов казны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: