Культура раннего Возрождения в Италии

Средневековая литература и искусство

1. Рыцарская литература. В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по­эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже —горожане. В отличие от жонглеров тру­бадуры были людьми образованными и не оста­лись безымянными. Известны сотни поэтов, ко­торые жили во второй половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс.

Воображением поэтов был создан образ иде­ального рыцаря — смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благород­ство — рыцарь должен быть изящным, вежли­вым, привлекательным. В его воспитание вхо­дило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкаль­ных инструментах, ухаживать за женщинами.

В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. Лю­бовь здесь выступает как великое благо, которо­го достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. В рыцарской поэзии проявил­ся интерес к душевным переживаниям, утверж­дались духовные и земные радости. Рыцарская поэзия создавалась в основном на родных язы­ках. Поэты заботились о благозвучии и изяще­стве языка, точности смысла и рифмы. Большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боев и походов.

В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве­рами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).

В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, на­пример о Троянской войне или походах Алек­сандра Македонского. Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома­ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика­ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популяр­ная тогда легенда о беззаветной любви и го­рестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтических сюжетов в мировой литера­туре.

2. Городская литература. В XII веке начал­ся расцвет городской литературы. Горожане лю­били короткие рассказы в стихах и басни на бы­товые темы. Их героями чаще всего были лов­кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жад­ных монахов.

С городской литературой связаны стихи ва­гантов (в переводе с латинского — бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото­рые в XII—XIII веках кочевали по городам и уни­верситетам Европы в поисках новых преподава­телей. К ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Они внушали опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они про­славляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. Наиболее прославился сво­ими стихами французский вагант Франсуа Вий-6н (XIV век); музыку к его произведениям сочи­няют и современные композиторы.

3. Данте. Его считают самым великим по­этом Средневековья. Данте Алигери (1265— 1321) родился во Флоренции в старинной дво­рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно­мию, античную литературу. В 18 лет он пере­жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы­шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень­кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе.

Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, принадлежа к группе го­рожан — противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгна­нию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жиз­ни, он скитался по городам Италии, много стра­дал, тосковал по родине и умер в Равенне, где про­вел последние годы при дворе местного правителя.

В изгнании Данте написал великое произве­дение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Потомки назвали ее «Бо­жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни­ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен­ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария — огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе­но чистилище, а на плоской ее вершине — зем­ной рай.

В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тя­желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа­ние. В аду Данте поместил кровожадных влас­толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по­местил в ад и своих врагов, в том числе нес­кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли­тические распри. Данте беседует с праведни­ками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога.

Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза­лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем­ной мир, с его противоречиями и страстями. По­эма написана на итальянском языке: поэт хо­тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.

4. Архитектура. С XI века в Западной Евро­пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.

Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI— XII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер­тания полукруглой арки — на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мо­щью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежи­щем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен при­зыва к благому размышлению, к сосредоточен­ной молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид кре­ста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой.

С середины XII века в сво­бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль­ницы, гостиницы. Главными ук­рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических.

Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо­ких колонн, а снаружи на мас­сивные опорные столбы и на со­единительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи­сью, резьбой, барельефами.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев­ной каменной резьбы готические соборы кажут­ся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высо­кие башни колоколен — все создает впечатле­ние стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представле­ния на религиозные темы, слушали лекции про­фессоров. В огромном нарядном соборе, сре­ди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чув­ства.

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фан­тазией их создателей. Соборы строили и укра­шали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множе­ство мастеров: каменщиков, столяров, скульп­торов, стекольщиков, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединя­лись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей ме­рой и образцом в будни и праздники.

5. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра­шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся­чами рельефов и статуй, изображающих Бога и

Деву Марию, апостолов и свя­тых, епископов и королей. На­пример, в соборе в Шартре (Фран­ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы.

Церковное искусство должно было служить «Библией для не­грамотных» — изображать сце­ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст­рашать муками ада.

Уже в романском стиле вид­ны выработанные Средневековь­ем приемы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был глав­ный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обо­значали границы двух миров — грешного, земного — и священ­ного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, окнах и дверях изо­бражались кентавры, химеры и другие сказоч­ные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, ба­сен, песен.

В отличие от античного искусства, прослав­лявшего красоту человеческого тела, художни­ки Средних веков стремились раскрыть богат­ство души, мыслей и чувств человека, его на­пряженной внутренней жизни.

В готических статуях, в их гибких, вытяну­тых фигурах особенно живо передан облик лю­дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за­метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы — Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.

Художники славили терпение, благородство и душевную стойкость человека. Внимание при­влекалось не только к чудесам Христа, но и к его мученической гибели: ведь он страдал ради людей. Главной фигурой декора в храме, в мо­нашеской келье, в спальне мирян было изобра­жение распятого Христа. Очищение от греха и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.

Сохранилось множество изображений Бого­матери — Девы Марии, Мадонны. Ее любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней ви­дели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

6. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огром­ные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет про­никал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это при­давало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением жи­вописи была книжная мини­атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного проис­хождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боя­лись. Знаменитые «Большие хроники» описали в картинках всю историю Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В ил­люстрациях к немецкой книге любовных песен был представ­лен рыцарский быт с турнира­ми, охотами, поклонением Пре­красной Даме.

Самый прославленный обра­зец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тре­мя братьями Лимбург, урожен­цами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отноше­ние к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвящен­ных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точ­но запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и ок­рестных замков.

Изображение людей в труде, отдыхе, во вза­имоотношениях, в их связях с природой, пере­дача света, использование светотени — таковы были открытия в книжной живописи.

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан­динавских храмов XIV—XV веков.

В середине XIV века в Италии зарождает­ся новая культура — культура Возрождения, которая распространится затем по всей Запад­ной Европе. Эпоха Возрождения, когда развива­лась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.

1. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. В XIV веке в богатых го­родах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклоня­лись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда про­цветали науки и искусство, люди были доблест­ными и мудрыми. А потом, думали они, при­шли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную ла­тынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с хри­стианской верой. Свое время «любители мудро­сти» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени. «Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки, разыскивали антич­ные статуи и рукописи, переписывали и изуча­ли произведения античной литературы. Часто они тратили на это все свободное время и день­ги. В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям и философам Древнего Рима и Греции.

Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор, священник, адво­кат и чиновник, собравшись вместе, увлечен­но обсуждали недавно найденную античную рукопись. Поначалу «любителей мудрости» было немного. Они поддерживали друг друга, писали друг другу письма, объединялись в кружки.

«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории. Мы знаем, что это не так: книги Данте и стихи трубадуров, го­тические соборы, философия Фомы Аквинско-го не менее прекрасны, чем книги Гомера, хра­мы Акрополя и философия греков. Они не луч­ше и не хуже, они другие. Но хотя для многих «любителей мудрости» был один идеал красоты и доблести — античность, развивалось и другое направление новой мысли, больше связанное с жизнью и непосредственными задачами своего времени.

2. Новое учение о человеке. Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божест­венном мироздании. Свои занятия они называ­ли — «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писате­лей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обы­чаями, текущими событиями. Главное в сочине­ниях новых ученых — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» — «познание челове­ческого». Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.

Гуманисты создали новое учение о человеке. Человек, считали они, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они счита­ли, что человек может и должен добиться вели­чия уже в земной жизни. Усилием воли и тру­дом человек может достичь звезд, победить судьбу. Наградой человеку, как учили гумани­сты, было не блаженство на небесах, а слава сре­ди современников и потомков. Господь помога­ет именно таким людям, и их успехи — свиде­тельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои лучшие возможности.

Идеал гуманистов — «уни­версальный человек», то есть че­ловек, который достиг совер­шенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и т. д.

3. Воспитание нового чело­века. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозя­ином своей судьбы. Господь пре­доставляет людям выбор и по­мощь, и только от человека за­висит, возвысится ли он до су­щества почти божественного или упадет ниже скотов.

Природные способности по­добны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. По­этому гуманисты (которые обычно были людь­ми деловыми — служили при правителях, тор­говали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.

В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не­важно, кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами. Только такой че­ловек может добиться величия и славы.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Пет­рарку (1304—1374). Против воли отца Петрар­ка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консерва­тивных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви моло­дую женщину. Он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил еймножество стихов, которые стали одной из вер­шин европейской любовной лирики. Петрарка изобразил трагическую сложность своего чув-, ства и первый предположил, что реальные переживания поэта могут быть интересны другим людям. Петрарка впервые назвал Мадонной земную женщину.

Поэт 16 лет прожил в маленьком местечке Воклюз. Здесь у него было много свободного времени, и он посвящал его «студиа гуманитатис». Для Петрарки мыслители древности не аб­солютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказать­ся от свободы размышлять и от собственного мнения.

В Воклюзе он пишет поэму «Африка» на сюжет из римской истории, книгу «Жизнь знаменитых мужей» (о героях Римской республики); чтобы современные ему итальянцы стали опять Цезарями, Сципионами, надо напомнить им, кем были их предки.

За годы жизни в Воклюзе Петрарка приоб­рел огромную славу, моральный авторитет. Его письма и книги читала вся образованная Евро­па. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и императоры, и самые могущественные госуда­ри Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упреки. В 1341 году на торже­ственной церемонии в Риме Петрарка был увен­чан лавровым венком и титулом короля поэтов. Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их после­дователям авторитет гуманистов необыкновен­но возрос. Знатоков античной словесности при­глашали читать лекции в университеты, назна­чали на высокие должности в управлении горо­дов. Гуманиста Томмазо Перетунёлли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Воз­рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов рас­пространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатнос­ти, богатства, занятий. Теперь же в центре вни­мания оказалась личность человека, его инди­видуальные, неповторимые свойства.

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения про­никнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распростране­ние получает живописный и скульптурный портрет — ин­дивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из раз­ных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объе­ма. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.

Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичел­ли (1445—1510). Самые известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», ко­торые исполнены наивной безмятежности, пле­няют нежностью и изяществом.

Менялась архитектура итальянских горо­дов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален». Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы — палаццо, за­городные виллы, купеческие особняки, универ­ситеты, госпитали. Эти строения комфортабель­ны, созданы для удобства человека.

В эпоху Возрождения художники и архитек­торы стали пользоваться огромным уважением.

Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, коро­ли и правители городов Италии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: