Эпоха Возрождения

(XVI-XVII века.) Переломной стала эпоха Возрождения, проложившая дорогу Новому времени, векам капитализма. Именно присущие капитализму особенности производственно-трудовой сферы, техники и технологии, духовной атмосферы (вызванной в частности Реформацией общественных отношений) – подняли вторую волну научной мысли, которая, достигнув своего апогея, привела, наконец, к рождению науки как относительно самостоятельного организма, прочно стоящего на своих собственных ногах.

Это – время первых научных революций, возникновение классического естествознания. Развитие научной деятельности проходит в рамках новой, двухмерной системы отношений:

– отношений к природе, диктующей свои законы развитию научной мысли,

– и комплекса общественных отношений ученого, осознавшего себя как личность, понимающего свою особую роль в получении новых научных знаний, формирующего свои представления о месте и роли научного знания в современном ему обществе.

Исследователи природы представлены уже социальной группой людей, профессионально занимающихся ее изучением, познанием ее закономерностей. Они осознают воздействие общества на науку и вынуждены считаться с этим воздействием. Вместе с тем все большее значение начинают приобретать внутринаучные ценности и ориентации, порождаемые требованиями развивающихся научных знаний и все более тесным общением сообщества исследователей. Таким образом, на этом этапе происходит постепенный процесс становления науки как определенного вида профессиональной деятельности, оформляющейся в соответствующий социальный институт, хотя общество еще и не осознало своей заинтересованности в непосредственном использовании научных достижений.

1660 г. – появление Лондонского Королевского общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией в 1662 г.

1666 г. – создание Парижской Академии наук.

Наука заплатила высокую плату за свое превращение в признанный обществом институт. Эта плата состояла в резком отграничении от других феноменов культуры и их ценностей – религии, морали, образования, и тем более – в отречении от всех опасных лозунгов и целей социальных преобразований. В уставе Лондонского Королевского общества естествоиспытателей, который был сформулирован Робертом Гуком, записано, что целью Общества является «совершенствование знания о естественных предметах и всех полезных искусствах... с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)». Этот исторический компромисс надолго задержал развитие общественных наук.

Только в эпоху Возрождения наука в глазах образованных людей начинает выступать как самостоятельная и самоценная сфера деятельности, что открыло возможность воспринимать занятия наукой как достойное жизненное поприще для человека и привело к первому этапу институционализации научной деятельности. Этот момент приурочивают к появлению в 1662 г. Лондонского королевского общества естествоиспытателей.

Английская наука сразу же взяла курс на автономию. Академик за свое звание не получал никакого жалования, более того, должен был заплатить внушительный вступительный взнос, а затем еще ежегодно вносить некоторую сумму денег, также немалую по тем временам, а государство никоим образом не могло указывать членам Лондонского королевского общества естествоиспытателей, чем им надлежит заниматься, хотя и выделяло крупные суммы на его нужды. Однако сами члены Общества в своем уставе ограничили свою деятельность областью естественных наук и гарантировали невмешательство в Богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику. Это было сделано для того, чтобы избежать институциональных конфликтов с господствующими социальными институтами, и прежде всего религией. Автономия гарантировала защиту главных ценностей научной деятельности от вмешательства других институциональных структур. До сих пор мерой институционализации науки считается степень ее автономности, независимости от других социальных институтов общества, когда “право решать научные проблемы принадлежит членам научного сообщества ”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: