III. Солютре (18—15 тыс. лет).
II. Ориньяк (30—19 тыс. лет).
I. Перигорд (35—20 тыс. лет).
I. Перигорд (35—20 тыс. лет). Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего
палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники
копий. В раннем перигорде — отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на
костях,
украшений, красок; в позднем — барельефы, изображения животных и человека.
II. Ориньяк (30—19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы,
костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления
краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяется в
ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой
скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты
ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; так
называемая меандра — борозды, проведенные пальцами на влажной пещерной глине. Из
меандровых линий («макароны») вырисовываются контурные рисунки, сначала их наносят
пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или
мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола:
это один из первых в истории символов.
Конец ориньяка характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер.
III. Солютре (18—15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ
жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника
обработки кремня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками
копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневые скребки, резцы,
проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне
и кости. Наскальная живопись, которую можно с уверенностью отнести к солютре, не
найдена.
IV. Мадлен (15—10 тыс. лет). Чрезвычайно суровый климат в условиях нового наступления
ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто
кочевали, преследуя стада оленей. Высокая
Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru
техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в так называемые микрополиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании, учтенных А. Леруа-Гураном, на 986 — изображение животных. Изображений человека — 512, причем около 100 — человекообразных существ [там же]. В целом пещерная живопись реалистична, точнее — натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животного. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом, и твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве) или с пиктографией (как у детей). По мнению А. Хаузера, «палеолитический художник еще рисует то, что он действительно видит во вполне определенный момент и при вполне определенном взгляде на объект. Он еще ничего не знает об оптической неоднородности различных элементов картины и рациональных методах композиции... Палеолитическое искусство без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы» 21.
«Физиопластическая» живопись «Физиопластическая» живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. Поразительное различие
между мощным искусством приледниковой Европы и робкими художественными опытами позднепалеолитических обитателей Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, пишет открыватель пещерной живописи аббат А. Брейль, в том, что «у последних, собирателей съедобных улиток и ракушек, не было тех динамических впечатлений, которые необходимы для возникновения изобразительного искусства. Они предпочли жизнь банальную и легкую»3. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи: орнаменту.