Искусство. Синтоизм и буддизм повлияли не только на формирование национального характера японцев, но и на искусство

Синтоизм и буддизм повлияли не только на формирование национального характера японцев, но и на искусство.

Если европейские художники исходили из принципа «человек — мера всех вещей», то в художественной жизни японцев мерой всех вещей является природа. В мировоззрении японцев согласно синтоизму каждое явление самоценно, все имеет свое божество. На природу японец смотрит как на существующую саму по себе и требующую благоговейного к себе отношения. Нет в синтоизме границ между богами и людьми. Такая картина мира во многом определила особую одухотворенность японского искусства, его способность к восприятию и эстетизации самых незначительных природных событий и перемен.

Философско-эстетические взгляды дзен-буддизма были реализованы в традиционных
японских искусствах. К ним относят японскую поэзию в жанре хайку (хокку), японскую
живопись и керамику, театр, стрельбу из лука и боевые искусства, чайную церемонию и
икебану. «Вкус чая -- это вкус дзен», -- говорили японцы. Действительно принципы дзен
наиболее полно реализовались в чайной церемонии, истоки которой относятся к XII в., а
окончательное формирование — к XV—XVI вв. Культ чая с его временным выключением из
повседневности, сосредоточенностью на переживании красоты открывал, как считали
последователи этого учения, путь к просветлению всякому человеку, вне зависимости от его
социального статуса. Чайный культ оказал огромное воздействие на японскую культуру во
всех ее областях. Сформировалась особая эстетика чайной церемонии, которая повлияла на
многие виды и жанры японского искусства: архитектуру, живопись, каллиграфию, керамику.
Сложилась особая культура восприятия предметов искусства, основанная на поэтико-
метафорическом мышлении, позволяющем раскрыть внутренний смысл произведения через
образ-символ, образ-знак. Признавался лишь минимум художественных средств. Так были
разработаны эстетические категории: ваби красота бедности, суровая простота,

шероховатость и одновременно изысканность, саби - - прелесть старины, печать времени, югэн - - не выразимая словами истина. Во второй половине XIV—XV вв. складывается пейзажная монохромная живопись на свитках, на стилистику и образность которой повлияла дзенская эстетика, а также монохромный китайский пейзаж периода раннего средневековья. На развитие прикладного искусства в немалой степени воздействовал вкус тядзинов - мастеров чая. Тядзин являлся тончайшим знатоком ритуала, готовил чай, поддерживал и направлял беседу, создавал утварь для проведения обряда; многие из них были известными архитекторами и художниками. Особого развития в Японии достигло искусство изготовления керамики, что связано с

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

той важностью, которая придавалась чайной церемонии. Японская керамика отличается крайней простотой форм и декора, использует красоту самого материала, отказывается от серийности (все изделия строго индивидуальны).

Эстетика дзен лежит в основе таких жанров японской поэзии, как хайку и танка. По мнению знаменитого популяризатора дзен-буддизма Д. Судзуки, влияние дзен на поэзию куда сильнее, чем на философию, поскольку поэзия воздействует не на разум, а на подсознание. Формой жанра хайку является стих из трех строк. Столь малая, даже миниатюрная поэтическая форма требовала от поэта не описания чувств, а лишь намека на них, способного вызвать цепочку ассоциаций и переживаний читателя и слушателя. Такое стихотворение могло родиться лишь в особом состоянии мгновенного озарения. Дзеновское искусство медитации было, по сути дела, подготовкой к творчеству самого поэта и сотворчеству читателя и слушателя. Понять поэтические миниатюры можно было, только находясь в состоянии мистического озарения. Содержание их считалось до конца не постигаемым. Хайку содержат в себе скрытый смысл, понять который часто можно лишь погрузившись в медитацию, и иллюстрируют такую черту японского характера, как его развитое подсо­знательное начало. Все виды японского искусства подчиняются идее подсознательного как ведущего принципа жизни, что проявляется и в театре Но и Кабуки, и в японской жизни. Для того чтобы отразить реальность, художнику необходимо слиться с окружающим миром, — учили наставники дзен. Художник должен не копировать внешние явления, а передавать свое видение действительности, свой внутренний мир. Нужно пережить состояние единения с природой, состояние внутреннего озарения. Именно в этом состоянии, постигая душу вещей, создает художник подлинное произведение. Сама техника японской живописи тушью на рисовой или шелковой бумаге исключала возможность наброска или исправления. Движение кисти художника могло быть единственно верным. Подобно

поэту, он давал лишь намек, а все остальное домысливал талантливый зритель, способный не

только воспринять образ, но и развить, дополнить его. Японская живопись была

необыкновенно оригинальна. Она характеризовалась каллиграфической тонкостью,

деликатным колоритом, использованием особой, плавающей перспективы. Тематикой

живописи была повседневная жизнь и пейзаж в монохромной черно-белой технике.

Изображались утренние и сумеречные состояния, заснеженная природа.

В XVIII в. появилась цветная ксилография (школа укие-э). В ней работали знаменитые

художники Хокусаи и Утамаро. Японская ксилография была хорошо известна в Европе и

оказала заметное влияние на европейскую живопись, особенно на импрессионистов.

В истории Японии период колониализма совпал не с состоянием кризиса страны, как это было

в Индии и Китае, а, напротив, с бурным подъемом в эпоху Мэйдзи. Япония не стала ни

колонией, ни полуколонией и смогла без внешнего вмешательства провести модернизацию

страны, ее экономики, политики и культуры. При этом были сохранены исторические

традиции прошлого, соединено старое и новое. Поразительный успех страны получил

название «японского чуда». Ему посвящено множество исследований, но загадка Японии не

разгадана до сих пор.

Реформы императора Муцухито отменили социальные различия, была введена всеобщая

воинская повинность, подорвавшая позиции самураев. В стране началось промышленное

развитие, была проведена реформа аграрных отношений. В самом конце XIX в. монархия

стала конституционной, был созван парламент. Радикальная реформа была проведена в

области образования.

Самурайство исчезло как сословие, но дух самурайства остался. Япония начала войну с

Кореей, а затем — с Россией и Китаем. В годы второй мировой войны Япония была

союзницей гитлеровской Германии. В политике Японии проявлялись милитаризм и

откровенная агрессив-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

ность, так, например, в японо-китайской войне было убито 6 млн китайцев. Поражение Японии во второй мировой войне привело к трансформации внутренней структуры общества. В отличие от Китая, который длительное время относился к заимствованиям с осторожностью, Япония активно использовала технические и экономические новшества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: